Фото из открытых источников (иллюстративное) Фото из открытых источников (иллюстративное)

Минчанка заказала горящий семейный тур в Турцию, однако поездка сорвалась из-за семейных обстоятельств. Дальше — хуже: туроператор вернул лишь небольшую часть от стоимости путевки. Женщина обратилась в суд. Чем закончилось это дело, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

История болезни

Ученые наконец выяснили, почему человеку тяжело расставаться с деньгами. Оказывается, это чистой воды физиология — все дело в процессах, протекающих в мозгу. Если мы видим что-то приятное, например SMS-сообщение о том, что на карту начислена зарплата, у нас моментально вырабатывается гормон счастья дофамин. А когда деньги не только не пришли, а наоборот, списались, начинает зудеть островковая кора головного мозга — центр боли. Поэтому, если ваш знакомый год назад одолжил у вас 3 рубля и не отдал их, проявите сострадание. Все это время сама мысль о возврате займа вызывает у человека головную боль.

Теперь, когда вы знаете подноготную всех конфликтов, в которых замешаны денежные знаки, перейдем к нашей истории. Повод есть: май, скоро отпуск, многие покупают путевки в Турцию.

Несостоявшееся путешествие

О том, что турецкие Анталья, Мармарис и даже трудно выговариваемый Афьонкарахисар популярны как никогда, свидетельствуют цифры, приведенные Министерством культуры и туризма этой страны. В минувшем году курорты Турции приняли 309,2 тыс. белорусских туристов, причем по сравнению с 2022-м этот поток вырос на 29 %. Количество отдохнувших соотечественников могло увеличиться еще на несколько человек, но не случилось.

А начиналось все хорошо, — рассказывает председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько. В июне минувшего года минчанка заказала горящий семейный тур в Анталью. Гостиница, авиаперелет, трансфер, страховка и прочее по курсу белорусского рубля обошлись в 2,4 тыс. евро. Деньги клиентка внесла сразу же, туроператор сумму принял, до начала отдыха оставалось ровно десять дней. Непредвиденные обстоятельства потому так и называются, что их не ждешь. За шесть дней до перелета заболела, попав в реанимацию, немолодая мама нашей героини. Понятно, что в такой ситуации с турецким пляжем приходится повременить. Клиентка сразу же связалась с туроператором, попросив вернуть деньги.

При всем сочувствии к ее проблемам, женщина должна была понимать, что сумму полностью ей никогда не вернут. Путевка горящая, оператор наверняка уже выкупил авиабилеты, оформил страховку и прочее.

Никто этого и не требовал. В заявлении минчанка указала, что стоимость путевки подлежит возврату за вычетом фактических затрат. Если билеты выкуплены, то и бог с ними, верните остальное. Вразумительного ответа не было: дескать, разбираемся, ожидайте, приносим извинения. В пустых звонках, переписке и хлопотах прошло все лето, и только в конце сентября туроператор вернул чуть меньше половины денег.

Потратил? Докажи

Однако! Выходит, дешева гостиница, да дорог перелет? Что-то сомнительно.

Важно другое. Перечислив эту половину, оператор не указал, на что конкретно расходовал остальную сумму. В век всеобщей грамотности и доступности интернета мы по-прежнему не знаем законов. Я сейчас приведу цитату из Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 года № 5. Заучивать волшебную формулировку не надо, просто знайте, что она должна быть напечатана в типовом договоре. Итак, «при неподтверждении исполнителем фактически понесенных расходов, отказе в предъявлении заказчику документов, подтверждающих такие расходы, или отсутствии четкого указания в документах источника, за счет которого понесены фактические расходы, исполнитель обязан вернуть заказчику внесенные за туристические услуги денежные средства в полном объеме».

А исполнитель расходы не подтвердил.

Об этом и речь! Минчанка обратилась за правовой помощью к нам, соответственно, мы подали исковое заявление в суд. Уже на слушаниях дела выяснились любопытнейшие детали. Ответчик принес платежку, где было указано, что деньги за тур перечислил контрагенту в России. То есть он здесь ни при чем, виноваты российские партнеры. Но интересное крылось в датах. Средства на счет контрагента перечисляли уже после того, как отдых сорвался, а самолет в Турцию улетел.

— Как так?

Мы тоже не понимали. Получается, фирма держала деньги у себя, даже зная, что клиент никуда не летит. И только потом зачем-то перевела суммы третьей стороне.

Хеппи-энд

— Но должно же быть объяснение этим странностям.

Да, суд во всем разобрался. Выяснилось, что они мать и дочка. Не наша героиня и ее мама, а две турфирмы. Российская учредила белорусскую. А судорожные переводы средств в последний момент — обычная халатность, ненадлежащее выполнение условий договора.

Или все-таки не хотели расставаться с деньгами? Воспаление центра боли.

Я не физиолог. В любом случае суд встал на сторону истца. Ответчика обязали вернуть истцу недостающую сумму, выплатить неустойку за нарушение сроков расторжения договора, а это примерно такие же деньги, компенсировать моральный вред и расходы на юридическую помощь. Кроме того, на оператора наложен штраф в размере 100 % суммы, присужденной в пользу истца.

То есть на новую путевку и уже в этом году нашей минчанке хватит с избытком?

— Да, если ничего не сорвется, а главное, если у кого-то не начнет зудеть, как вы говорите, островковая кора головного мозга.