Фото из открытых источников (иллюстративное) Фото из открытых источников (иллюстративное)

Родителям будущих первоклашек скоро будет нужно решать, сядет ли их ребенок 1 сентября за школьную парту или можно «продлить детство». О том, как сделать правильный выбор и как лучше подготовить ребенка, агентству «Минск-Новости» рассказала заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 43 Анастасия Коваленок.

Время пришло

— Анастасия Николаевна, как понять, что ребенку пора в школу?

— Готовность к школе — сложный комплекс психофизического состояния ребенка, набор определенных знаний и навыков. И, вопреки мнению родителей, умение читать или писать не обязательное условие. Главное, чтобы первоклассник умел себя обслужить, например застегнуть пуговицы или завязать шнурки, следил за своим рабочим местом, мог сложить портфель. Необходимы и волевые качества у ребенка: он должен понимать, как довести начатое дело до конца. Хорошо, если взрослым удастся настроить будущего ученика на нужный лад: в школе интересно, весело, появятся друзья, но придется трудиться; будут победы и успехи, однако порой не избежать и ошибок, к которым стоит относиться не как к трагедии, а с пониманием, что все исправимо.

— Впереди лето. Можно ли направить это время, например, на обучение ребенка чтению?

— Лучше акцентировать внимание на хорошем отдыхе. Летний период подходит для того, чтобы развивать в ребенке любознательность, расширять кругозор, например наблюдая за природой и читая книги. Это позволит ему в дальнейшем тянуться к знаниям, выработает желание учиться. А чтобы показать будущему первокласснику важность новой роли, можно дать ему возможность поучаствовать в покупке школьной формы и канцелярских принадлежностей.

— А потом, в школе, как помочь адаптироваться?

— От взрослого, особенно на первых порах, требуется демонстрация веры в силы и возможности ребенка, любое моральное стимулирование. Например, утром собираемся в школу в хорошем настроении, а не читаем нотации на тему того, что делать и как себя вести.

Дети адаптируются по-разному, у каждого свой временной промежуток на привыкание к школе — может доходить и до года. Здесь нет ничего страшного.

Чтобы было легче справиться с новым статусом, с первоклашками всю первую четверть не проводят обучающие занятия, скажем, по письму или чтению. Зато есть курс «Введение в школьную жизнь», где учитель помогает ребятам выстраивать отношения в коллективе, привыкнуть к другому ритму, усвоить правила поведения.

Не хочу, не буду

— Не секрет, что не все первоклашки хотят идти в школу. С чем это связано?

— Чаще проблемы возникают у детей, которые не могут перестроиться с игровой деятельности, доминировавшей в детском саду, на учебную. Если ребенку тяжело, родителю стоит, опираясь на игру, постепенно подводить его к выполнению учебных заданий. Не заставлять, а организовать процесс так, чтобы эффективно использовать время, когда чадо может сконцентрироваться.

Бывают случаи, когда ребенку явно не хватает познавательных способностей, социальных навыков — значит, он слишком рано пошел в школу.

В таких ситуациях рекомендуем вернуть малыша в детский сад. Как показывает практика, это правильное решение: ребенок посещает развивающие занятия и возвращается через год уже более подготовленным.

Хорошо до начала занятий познакомить будущего первоклассника с учителем.

Например, наша школа — с эстетической направленностью, дети занимаются музыкальными и хореографическими дисциплинами. С июня работает приемная комиссия, принимающая документы для зачисления. Параллельно учителя начальных классов и классов музыкально-хореографической направленности проводят консультации, которые помогают определиться с выбором творческого пути.

— Могут ли родители обратиться в школу и попросить помощи психолога, если замечают, что чадо что-то беспокоит?

— Безусловно. Бывает, такую помощь советуют учителя, когда видят: есть проблема. Неплохо зарекомендовал себя мини-педсовет как форма решения спорных моментов, куда приглашают детей, участников конфликта, их родителей и педагогов. Работа в таком составе дает хорошие результаты. Для предотвращения проблемных ситуаций в учреждениях образования у нас в том числе создан проект «Родительский университет». Занятия в нем организуются в форме диалога педагогов и родителей по актуальным вопросам и охватывают все ступени образования. Также существуют аналогичные мероприятия районного и городского масштаба. В этом году, например, в Заводском районе разбирали вопросы безопасности детей, профилактики суицидального поведения, профессионального самоопределения школьников.

Трудности обучения

— Какой самый сложный период у детей в школе?

— Я бы отметила подростковый возраст — 6–9-й классы. В это время у учащихся неустойчивая самооценка, но ярко выражена потребность в признании. Присутствует желание завоевать авторитет, однако действия не всегда конструктивны. Бывает, дети уходят в сторону противоправного поведения, отклоняются от педагогического воздействия или от семьи. Особенно если их проблемы «решают» с помощью критики, личностной оценки: «Как нам с тобой не повезло», «Ты нас позоришь».

— Какие трудности современного школьника можно выделить?

— Я бы назвала дефицит тяги к знаниям. Проблема не новая, но по-прежнему актуальная. Обучение — непростой процесс. Он требует усидчивости и терпения. А сегодня с развитием технологий, доступностью гаджетов у детей появился короткий путь к удовольствию. Проще в интернете получить порцию дофамина, посмотрев смешные ролики, чем читать книги. Закрепляется установка: чтобы развлечься, испытать наслаждение, можно не прикладывать усилий. Пропадает стремление к знаниям.

Мы пытается показать, что школа — интересный мир, полный информации, эмоций, красок. Уделяем внимание работе с социальными сетями: школа проводит проекты в онлайн-формате, развивает TikTok учреждений образования, социальные сети. Дети включаются в этот механизм и живут в уже более конструктивной повестке.

— Некоторые родители излишне зацикливаются на успеваемости ребенка, практически с первого класса нанимая ему репетитора. Правильно ли это?

— Упор стоит делать на проблемных моментах, например если у сына или дочери есть логопедические вопросы: дислалия (неправильное произношение звуков), общее недоразвитие речи, сложности с лексикой и грамматикой. А восполнить пробелы в знаниях, подтянуть предметы вполне можно на кружках в школе. Например, в нашем учебном заведении уже в первом классе существуют таковые по обучению письму, чтению, белорусскому языку.

К внешкольным увлечениям стоит подходить индивидуально. Скажем, ребенок с раннего возраста посещает секцию плавания или гимнастики. Было бы неправильно рекомендовать с поступлением в первый класс все бросить и сосредоточиться исключительно на учебе. Если школьник усваивает программу, соблюдает режим дня, успевает отдыхать, можно продолжать заниматься дополнительным образованием. Однако, когда заметно, что появились проблемы со здоровьем и с успеваемостью, с кружками стоит повременить.