Если вам не нравится конкретная компания с ее культурой, это не значит, что она токсичная. Такое мнение высказал профессор Уортонской бизнес-школы и автор бестселлеров по психологии бизнеса Адам Грант.

В очередном выпуске подкаста WorkLife он рассказал, что компании становятся действительно токсичными, когда теряют равновесие между конкурирующими ценностями. По словам психолога, речь идет о балансе 4R: relationships (отношений), results (результатов), rules (правил) и risk (рисков). Специалист объяснил, как распознать «четыре смертных греха рабочей культуры».

Отношения

Когда в бизнесе на первый план выходят отношения с людьми, качественное выполнение задач падает на дно списка приоритетов. Профессор предупреждает: плохо, когда становится неважно, насколько качественно вы выполняете работу, мол, главное, чтобы люди любили вас. Такой подход ведет к культуре безответственности.

Результаты

По мнению Гранта, результаты превыше всего ставят те компании, которые жертвуют порядочностью ради производительности. Этот тип токсичности он назвал самым опасным из всех грехов корпоративной культуры, который чреват неэтичными решениями.

Правила

Каждый бизнес обязан соблюдать баланс между исполнением правил и вознаграждением за риски. Стоит бить тревогу, когда при серьезном отклонении от правил сталкиваешься с бюрократией, которая уничтожит творчество и инициативу. Речь идет о компаниях, которые ради незначительной просьбы просят вас отправить форму в трех экземплярах и относятся к минимальным изменениям с подозрением и враждебностью.

Риски

Токсичной становится и компания, которая бросается в другую крайность — сделав ставку на полный хаос и анархию. Адам Грант уверен: там, где каждый может делать все что хочет, без координации и согласований, люди начинают стремиться к противоположным целям, и масса усилий тратится впустую.