Белорусские власти уже не первый раз меняют правила работы для ремесленников, и вроде бы новая система продумана и окончательна. Но сами ремесленники говорят, что у нее все же есть недостаток.
© Sputnik / Мария Амелина
Как бы не развивалось массовое серийное производство, штучные изделия все равно остаются и ценятся по-особому. Нередко они и стоят соответственно.
Может показаться, что их создатели непременно становятся богатыми людьми, а значит, им нужно платить больше налогов. Так ли это на самом деле, выяснял корреспондент Sputnik.
Штучная работа
Главное отличие мастерской ремесленника от цеха завода в том, что в ней нет конвейера. Кстати, ремесленникам в Беларуси официально запрещено использовать машины и оборудование, которые предназначены для промышленного производства. Каждое изделие нужно заново продумать, учесть пожелания заказчика – если таковой вообще есть.
Также у завода всегда есть отдел сбыта, где продажами занимаются специально обученные люди. Ремесленники же в большинстве своем – не продавцы, а мастера. Продажи у них не обязательно стабильные. В том числе может играть роль и фактор сезонности.
В новом списке разрешенных для ремесленников занятий, к примеру, есть ручное вязание. Мастер может вязать и уникальные носки, и оригинальные свитера. Все это востребовано у покупателей в определенное время года.
Налог или работа на пенсию?
Перед началом новой реформы ее авторы продумали, кто именно может получить официальный статус ремесленника. Главная задача – отмести тех, кто может маскироваться под мастера, а на самом деле быть индивидуальным предпринимателем и уходить от налогов.
Ежемесячный сбор для ремесленников небольшой – 6,5 рубля. Однако многих мастеров встревожило сообщение властей о том, что кроме этого сбора нужно будет перечислять и взносы в Фонд соцзащиты населения (ФСЗН).
Формально это не налог, а именно взнос в счет будущей пенсии. За месяц надо выложить не менее 181 рубля 54 копеек. В будущем сумма вряд ли будет снижаться, ведь она привязана к минимальной зарплате, а ее государство намерено увеличивать.
Получается, в год ремесленник должен заплатить более 2,1 тысячи рублей.
Ответы не на все вопросы
Sputnik обратился за комментарием в Белорусский союз мастеров народного творчества, где состоят примерно 600 человек со всей страны. Многих членов организации беспокоит перспектива перечисления взносов в ФСЗН.
Как пояснили в союзе, сумма для большинства слишком велика. К тому же некоторые ремесленники вышли на пенсию, и никто пока не дал им четкого ответа, надо ли в таком случае перечислять взнос. А есть и мастера, которые официально трудоустроены. Взносы в ФСЗН идут по месту работы. Им тоже еще не пояснили, надо ли дополнительно перечислять деньги еще и потому, что ты ремесленник.
Редкое ремесло
Не так давно Минэкономики заявляло, что новый указ (он был принят в августе) поможет развивать ремесленничество на основе национальных традиций. Например, местным властям даны специальные полномочия для возрождения уникальных ремесел.
И действительно, в Беларуси настоящих мастеров не так уж и много. Примерно 600 человек состоят в упомянутом творческом союзе. И еще по стране есть чуть более 10 тысяч других ремесленников. На 9 миллионов населения эта цифра – статистическая погрешность.
Настоящий мастер
Мастера ремесел встречаются нечасто потому, что не так просто войти в эту сферу. Немало времени может уйти на обучение и приобретение устойчивого навыка. Корреспондент Sputnik пообщался с одним из знаменитых белорусских ремесленников – Юрием Иосифовичем Адамовичем. У него редкое занятие – злотник.
В прошлом так могли называть ювелира или человека, который делает почти ювелирные изделия из обычного металла, например латуни.
Юрий Адамович с работой "Беларусь-партизанка", которая была признана лучшей на "Славянском базаре" в 2005 году © Sputnik / Дмитрий Марков
Работы Юрия Адамовича есть у многих знаменитых актеров, политиков, бизнесменов. Например, он создавал уникальные творения для президента Беларуси Александра Лукашенко, председателя КНР Си Цзиньпина, госсекретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, покойного певца Иосифа Кобзона и многих других.
Мастер работает в оригинальной комбинированной технике – резьба по дереву, смешанная с чеканкой. Это могут быть и панно, и корпуса для настенных часов, и другие уникальные изделия. Одна из его работ даже экспонировалась в Русском музее Санкт-Петербурга. Работы Адамовича есть в различных коллекциях в более чем ста странах.
Мнение мастера
Адамович пережил разные времена. В советский период он не мог работать как ремесленник индивидуально, не имея постоянно должности в какой-то организации. В этом были свои плюсы и минусы.
Сейчас ремесленник – индивидуальный статус. У мастера нет обязательств перед какой-то организацией и формального рабочего дня. Но и нынешние правила не без недостатков. Как и союз мастеров, схему с уплатой взноса Адамович считает невыгодной. Он подтвердил, что в какой-то месяц заказов может быть много, а в другой – ни одного.
"И потом, у нас не настолько много мастеров в Беларуси. А может, мы (страна – Sputnik) потеряем больше, если кто-то из ремесленников перестанет работать?" – говорит Юрий Адамович.
Мастер добавил, что не все понимают, какие расходы несет ремесленник при создании работы. Мало того, что надо вложить редкие умения, которые оттачиваются годами. Нужно еще найти хороший материал и заплатить за него.
"Я много использую олова в своих работах, а такое, как мне надо, есть не везде. Нужно покупать на рынке у кого-то", – пояснил он.
У злотника много инструментов, но основной – молоток © Sputnik / Дмитрий Марков
Адамович привел такой пример. Часто он делает небольшие панно с подковами. Каждый экземпляр чем-то отличается. Нужно учесть пожелания заказчика и добавить какой-то элемент. Иногда надо долго думать, какую именно "изюминку" внести.
Дерево и другие материалы для одного изделия могут стоит 45-50 рублей, а готовая работа – около 220 рублей. Значит, это примерно пятая часть в конечной стоимости. В каждом конкретном случае нужно еще прибавить расходы на химикаты, которыми обрабатывается металл, на электричество. Издержки могут составлять и половину стоимости работы. Плюс тратится время мастера. Это тоже ресурс, который не бесконечен.
Белорусские мастера
Не нужно думать, что Адамович, будучи известным мастером, думает только о своих расходах/доходах, делает работы для известных заказчиков, берет с них хорошую плату и почивает на лаврах. Он и сам ценитель достойных работ – поддерживает рублем других мастеров, коллекционируя их работы.
В его коллекции есть и деревянные изделия, и глиняные, и декоративные куклы, и литье. Многие работы сделаны самобытными мастерами, которые живут в Беларуси. Как считает Юрий Адамович, их изделия очень ценны для страны. Они создают свой колорит и могут стать тем, что притягивает туристов.
Ремесло у Адамовича очень сложное и тонкое. Пока что не нашлось достаточно упорного усидчивого ученика, который смог бы перенять все секреты работы с металлом и деревом. Но Адамович болеет не только за свое дело, а вообще за настоящих мастеров. Иногда он дарит свои работы детям.
"Подходит на выставке ребенок – мальчишка. Дивится на работу. Ну какие деньги у ребенка? А вдруг у него тоже загорится в душе, и он будет что-то делать?" – делится Адамович.