Как ни крути, а в случае с зарядкой электрических автомобилей владельцы частных домов сегодня находятся в более привилегированном положении: они могут комфортно и выгодно заряжать свои электрокары в собственном дворе или гараже. Жильцам же высотных домов приходится тратить куда больше сил, времени и денег для того, чтобы регулярно решать вопрос с зарядкой личных авто. При этом порой и смекалку не грех применить.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

Я у мамы инженер

Так, брестчанин нашёл вполне себе удобный способ пополнять энергию батареи своей «электрички», и делает он это прямо с пятого этажа многоквартирного дома. Такой самодельный пункт зарядки авто находчивый горожанин оборудовал, просто спустив из квартиры удлинитель. Кабель по воздуху пересекает тротуар и нехитрым способом крепится прямо на фонарном столбе. Персональная зарядная станция — чем не вариант? Дёшево, сердито и под присмотром.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

Однако сам собой напрашивается вопрос: а так можно было? С ним мы обратились в филиал Госэнергогазнадзора по Брестской области. По правде говоря, ответ мы получили не сразу, представителям организации пришлось составлять его впервые. С одной стороны, очевидно, так делать нельзя, с другой — пользоваться удлинителями никто не запрещал. Спустя некоторое время зацепка была найдена.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— Это нарушение пункта 2.1.36 Правил устройства электроустановок, — в итоге ответил заместитель начальника межрайонного отделения Роман Козел. — В данном случае стоит также обратить внимание на соблюдение таких требований пожарной безопасности, как защита кабеля от механических повреждений и касания людей, закрытое исполнение и другие. За всем этим должен следить кооператив. Если нам поступит письменное обращение, инспекторы выедут на место, оценят ситуацию и вынесут гражданину предписание с конкретными сроками на устранение данного нарушения.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

Актуальной информации о том, предусмотрена ли какая-либо ответственность за нарушение Правил устройства электроустановок для физических лиц, мы не нашли. А вот за несоблюдение требований пожарной безопасности по статье 23.56 Кодекса об административных правонарушениях можно получить предупреждение либо штраф в размере до 30 базовых величин.

Как по закону

Отсутствие в действующем законодательстве нормативных документов, регламентирующих порядок устройства бытовых зарядных постов для электроавтомобилей, существенно усложняет идентификацию нарушений в этой области. Интереса ради мы обратились к судебной практике по такого рода делам в стране-соседке. В России неоднократно имели место случаи, когда в суде разбирались вопросы правомерности и безопасности самодельных пунктов зарядки авто рядом с многоквартирными домами. Подобных тому, с рассказа о котором мы начали эту статью.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

Что любопытно, помимо Правил устройства электроустановок и требований пожарной безопасности, в таких делах фигурируют также статьи Жилищного кодекса, касающиеся переоборудования (переустройства) жилого помещения. Суд приходит к выводу, что путём прокладки новой электрической сети с целью подключения оборудования — зарядного устройства для автомобиля — осуществляется переоборудование (переустройство) жилого помещения.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

Статья о переустройстве под номером 17 есть и в Жилищном кодексе нашей страны. Под переустройством понимается изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ. Такие действия допускаются только после получения разрешения исполнительных комитетов либо местной администрации района в городе. Также, согласно пункту 4 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, в частности, запрещаются переустройства помещений, связанные с установкой дополнительного электротехнического оборудования, если это повлечёт превышение проектных расчётных инженерных нагрузок на одно помещение. Такие нарушения, в соответствии со статьёй 22.12 Кодекса об административных правонарушениях, влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

В ходе изучения судебной практики мы также заметили, что, помимо всего прочего, в интересующих нас разбирательствах, касающихся самодельных «зарядных станций» для электромобилей, суд обращает внимание и на незаконное использование при этом чужого имущества: фасадов домов, балконов, земельных участков... В нашем случае таким имуществом является столб. Имеет ли автомобилист-изобретатель официальное разрешение на использование его в качестве опоры для своей зарядки?

Выход есть

Казалось бы, что не запрещено, то разрешено. Но разобрались — и всё оказалось не так однозначно, проблемы с законом могут возникнуть. Однако выход для тех, кто хочет заряжать своё авто у дома, есть! Конечно, куда более ресурсозатратный, чем просто сбрасывание провода из окна, зато легальный и безопасный! Речь о возможности установки собственной зарядной станции. Подробно о том, как это сделать, нам рассказал заместитель начальника службы перспективного развития РУП «Брестэнерго» Богдан Прач:

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— Если на этапе проектирования дома не было предусмотрено оборудование зарядной станции, то для подключения новых электроустановок потребуется в установленном законодательством порядке получить технические условия, а также проектное решение.

— Кто имеет право на установку электрозарядной станции?

— Сети электроснабжения принадлежат кооперативу, поэтому подключение электрозарядки во дворе многоквартирного дома должно быть общим решением всех жильцов.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— А если в кооперативе всего несколько владельцев электромобилей, мечтающих о зарядной станции во дворе, а другим это не надо?

— В таком случае я бы рекомендовал людям мыслить на перспективу. Количество электромобилей в нашем городе, как и во всей стране, растёт. За «зелёным» транспортом будущее. Сегодня вы эксплуатируете авто на традиционном топливе, а завтра, вполне возможно, пересядете на электрокар и будете так же рады собственной зарядной станции у дома.

— И всё-таки: теоретически может ли один человек установить во дворе своего высотного дома личную зарядку?

— Подключение ЭЗС к бытовому абоненту — вопрос сомнительный. Во-первых, подключить её от прибора учёта конкретного гражданина, то есть от щитка, находящегося на лестничной клетке, невозможно с технической точки зрения. Во-вторых, установка может повлечь за собой замену силового кабеля, питающего весь дом, а это большие капитальные затраты. Следующий вопрос: как этот гражданин на себя отведёт землю? Ведь для того, чтобы поставить какой-то зарядный комплекс, нужно отвести участок земли. Это может сделать только юридическое лицо, в данном случае товарищество собственников.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— Хорошо, если кооператив принял решение об установке зарядной станции рядом с домом, куда следует обращаться в первую очередь?

— Необходимо получить соответствующее решение, исходно-разрешительную документацию, в составе которой будут выданы технические условия на электроснабжение. За данным пакетом документов нужно обращаться в коммунальное предприятие, которое наделено полномочиями по выдаче такой документации в рамках строительства и реконструкции объектов.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— Каковы дальнейшие действия?

— Для реализации технических условий необходимо разработать соответствующие проектные решения по установке зарядной станции и (при необходимости) по реконструкции электрических сетей к жилому дому и в нём. Проект должен пройти экспертизу и необходимые согласования. После чего подрядная строительная организация по заказу товарищества собственников либо ЖКХ выполнит работы по установке зарядной станции.

— Что по тарифам?

— Уровни тарифов на электроэнергию для юридических лиц установлены декларацией МАРТа. На одноставочном киловатт энергии обойдётся в 0,2114 рубля, на дифференцированном по двум временным периодам — в 0,15633 рубля в период минимальных нагрузок (с 23:00 до 6:00) и 0,22034 рубля в остальное время суток.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— Какая сумма кооперативу потребуется на оборудование зарядной станции?

— В большинстве случаев установка зарядной станции повлечёт за собой замену сетей электроснабжения к самому жилому дому. Стоимость будет зависеть от длины подводящего кабеля, то бишь от удалённости трансформаторной питающей подстанции от жилого дома. Она может быть установлена за 30 метров, а может быть и за 200 — это кратно увеличивает стоимость строительства сетей. Имеет значение и мощность, которая требуется на жилой дом и в том числе на электрозаправочную станцию. Так, дом может быть на 50 квартир, а может быть на 300. Соответственно, это увеличивает сечение и также влияет на стоимость сетей.

Житель Бреста организовал у дома самодельную «зарядную станцию» для электрокара

— Есть ли какие-либо требования к электросети при установке зарядной станции?

— Основное требование — пропускная способность сети должна обеспечивать возможность подключения зарядки, чтобы качество электроэнергии не ухудшилось и чтобы напряжение не упало ниже нормативного значения.