— Мы подписали соглашение с СЗАО «Безопасные дороги» (оператором единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима в Беларуси. — Прим. ред.), там доработали необходимое программное обеспечение, и скоро система начнет работать в полномасштабном режиме, — рассказал officelife.media Юрий Ленчевский.
Предполагалось, что система контроля будет активирована уже в конце января, однако точной даты пока не называют ни в «Белтехосмотре», ни в «Безопасных дорогах».
Справка
О возможности рассылать «письма счастья» за непройденный техосмотр в ГАИ и УП «Белтехосмотр» предупреждали еще в марте прошлого года. Более того, некоторые автолюбители уже получали такие письма. Правда, только касательно ситуаций, когда водитель попадался на камеру именно с превышением скорости, а номер автомобиля дополнительно прогоняли через базу «Белтехосмотра». Задействованы в этом только некоторые камеры.
«Все камеры не объедешь»
По словам Юрия Ленчевского, система, когда наличие допуска на участие в дорожном движении проверяется только в случае фиксации камерой превышения скорости, несовершенна.
— В идеале этот мониторинг должен быть регулярный, ежедневный, проще говоря, беспрерывный, чтобы все автовладельцы без исключения проходили техосмотр. Все будут понимать, что уже никуда не денешься, все камеры не объедешь.
По мнению специалиста, сейчас техосмотр, как правило, не проходят те, кому необходимо вкладывать какие-то деньги в ремонт автомобиля.
— Если посмотреть, в каком состоянии некоторые авто ездят по городу, то я могу сразу сказать, что они техосмотр не прошли и не пройдут. И такие машины участвуют в дорожном движении.
Предполагается, что скоро система будет работать в уже обкатанном режиме: попался на камеру за превышение скорости или нарушение правил парковки — номер автомобиля автоматически прогонят по базе «Белтехосмотра».
— Но уже сегодня реально проверять автомобили по ряду баз в режиме видеофиксации, в том числе и по наличию разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Есть ряд камер, которые производят непрерывную видеофиксацию. И сколько номеров она засекла — столько распознала и прогнала по базам. Такой режим требует мощностей для обработки большого количества данных, но технически все реализуемо, и в будущем система будет работать именно в режиме непрерывного видеомониторинга. Конечно, в первую очередь это будет реализовано в столице, где инфраструктура развивается быстрее.
Очевидно, что такой контроль не панацея, потому что подобный уровень развития инфраструктуры доступен только столице и максимум областным центрам. Но ведь в районах ситуация другая.
— Конечно, на каждой дороге такую камеру видеофиксации не поставишь. Где-то будут работать старые камеры и ловить автомобили без техосмотра только в случае превышения ими скорости. Но вообще, камер сейчас очень много, даже в деревнях стоят. Старые камеры будут постепенно заменяться на новые.
«Отмена техосмотра? Не может быть и речи!»
После отмены обязательного техосмотра в России об этой возможности заговорили и у нас. Но Юрий Ленчевский категорически против такого пути развития.
— Есть мнение, что сегодня полно запчастей, много СТО, поэтому нет проблем с ремонтом автомобиля и содержанием его в исправном состоянии без контроля на станциях техосмотра. Но при этом только в прошлом году 40% автомобилей не прошли техосмотр из-за неисправности тормозов. Что мешает сделать это? Так что ни о какой отмене техосмотра речь идти не может. Однозначно должен быть действенный контроль.
Статистика удручает
Пока в УП «Белтехосмотр» нет точных цифр за январь 2022 года, но Юрий Ленчевский признается, что сейчас у автовладельцев нет особой заинтересованности в техосмотре. А динамика как падала в течение второй половины прошлого года, так падает и сейчас.
— После февральско-мартовской паники прошлого года поток желающих пройти техосмотр к декабрю упал в три раза.