Леденящее душу напоминание о жестокой военной диктатуре в Аргентине в период с 1976 по 1983 год появилось на большом экране в документальном фильме "Трасладос" ("Перенесено"). Фильм проливает свет на распространенную практику "полетов смерти", когда тысячи диссидентов были схвачены и выброшены из самолетов, часто живыми, в реку Плейт и Атлантический океан. На этой неделе переполненный зал кинотеатра в Буэнос-Айресе, столице Аргентины, стал свидетелем одного из первых показов фильма, который познакомил как выживших, так и молодое поколение с прошлым, о котором многие предпочли бы забыть.

Что это были за "полеты смерти"?

Термин "полеты со смертью" относится к жестоким казням, проводимым военной диктатурой Аргентины. Тем, кого режим считал врагами, включая активистов и интеллектуалов, было сказано, что их “переводят” в другое место. Вместо этого они подверглись пыткам и были доставлены на борт военного самолета. Во время полета они были выброшены из самолетов, многие из которых были еще живы, в море или реку Плейт, где они утонули или погибли от столкновения. Судьба тысяч людей остается загадкой; их тела так и не были найдены. То, что многие называют "спонсируемым государством терроризмом", было ключевой тактикой подавления инакомыслия во время “грязной войны” в Аргентине.

Документальный фильм "Трасладос"

90–минутный документальный фильм "Трасладос", снятый режиссером Николасом Жилем Лаведрой, объединяет свидетельства выживших, архивные материалы и инсценированные реконструкции, чтобы представить ужасы полетов смерти. По словам Лаведры, “Трасладос” "выкладывает доказательства на стол, собирает воедино все фрагменты и все, что известно... о смертельных полетах". “Здесь нет пристрастных или субъективных мнений, есть факты и доказательства”, - сказал Лаведра AFP. Он стремился представить ясный и непредвзятый отчет о зверствах, совершенных во времена диктатуры, в эпоху, когда, по данным правозащитных организаций, было убито или пропало без вести 30 000 человек. Одна из центральных историй, показанных в “Трасладос”, — это история Эстер Баллестрино, Асусены Вильяфлор и Марии Понсе, основательниц "Матерей с Пласа-де-Майо" - группы, которая продолжает бороться за справедливость в отношении исчезнувших. Вместе с французскими монахинями Элис Домон и Леони Дюке и семью другими активистками они были похищены и убиты во время одного из "полетов смерти" 14 декабря 1977 года.

Действие документального фильма происходит в то время, когда Аргентина все еще пытается разобраться в своей темной истории. Споры разгорелись ранее в этом году, когда законодатели от партии президента Хавьера Милея посетили бывших военных, осужденных за преступления против человечности, в том числе Альфредо Астиса, человека, который проник в организацию "Матери Пласа де Майо" и опознал женщин, которые позже были убиты. Выход документального фильма вновь вызвал призывы к справедливости и сохранению памяти. Для Лаведры это больше, чем пересмотр истории — речь идет о формировании настоящего. Он сказал: “Единственный способ залечить эту рану - это справедливость, правда и память”. Он глубоко связан с этой темой, поскольку его отец председательствовал на судебных процессах в период после диктатуры, а ранее он был режиссером фильма о правозащитнице Эстеле де Карлотто, председателе группы ‘Матери".

Военная диктатура в Аргентине

Военная диктатура в Аргентине остается одной из самых жестоких в истории Латинской Америки. Пытки, насильственные исчезновения и санкционированные государством убийства использовались для подавления любых форм инакомыслия. Пока военные пытались удержать власть, народ Аргентины жил в постоянном страхе, не зная, кто из них может исчезнуть следующим. "Полеты со смертью" представляют собой одну из самых ужасающих тактик этого режима, и многие жертвы так и не были опознаны. Для молодых аргентинцев, многие из которых родились задолго до диктатуры, "Трасладос" служит ярким напоминанием о жестоком прошлом страны.