Видеозаписи из Бангладеш вызывают тревогу, а гнев на улицах ощутим. Они напоминают сцены, происходившие в Коломбо всего два года назад, когда президентский дворец был разграблен после бегства тогдашнего президента Готабайи Раджапаксы из Шри-Ланки.
Согласно репортажу телеканала NDTV, "В понедельник протестующие подожгли временный сарай в резиденции премьер-министра Бангладеш (ныне бывшего). Они также разграбили официальную резиденцию шейх Хасины в Дакке, разбили молотками статую ее отца Муджибура Рахмана и подожгли офис ее партии, празднуя ее уход с поста премьер-министра."
Подобные видеоматериалы были широко распространены и проанализированы комментаторами в последние два дня. Я воздержусь от комментариев по поводу того, попадает ли Бангладеш в руки радикальных исламских группировок или же к смене режима в понедельник причастны иностранцы.
Здесь я сосредоточен на другом. Я хочу исследовать спектр эмоций, которые испытывает среднестатистический индиец по отношению к стране, которая в значительной степени была нашим добрым соседом. Наряду с термином "гуспайтийе" (который приобрел дурную славу благодаря притоку иммигрантов сразу после 1947 года из тогда еще неразделенного Пакистана) и гаммой эмоций, которые он вызывает, существует смесь сопереживания, боли, общего наследия и общей любви к Рабиндре Сангиту - все это испытывается в разной степени. в разное время.
Чувство "Гуспайтийе"
Для людей, живущих в некоторых районах Ассама, Трипуры и приграничных районах Западной Бенгалии и Бихара, массовая миграция из тогдашнего Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) в период с 1948 по 1965 год существенно повлияла на местную демографию. Приток беженцев резко возрос после беспорядков, связанных с рождением Бангладеш в 1971 году. По достоверным оценкам, в Индии проживает около двух миллионов бангладешцев, причем половина из них проживает только в Ассаме и Западной Бенгалии.
С тех пор термин "гуспайтийе", или "нелегальный иммигрант", прочно укоренился в сознании индийцев, особенно в контексте Бангладеш. К этим иммигрантам часто относятся с презрением, главным образом из-за классовых предубеждений. Их воспринимают как бедных, преследуемых и истощающих скудные ресурсы. Однако ненависти к ним нет, вероятно, из-за другого сильного чувства по отношению к бангладешцам: сочувствия.
Мы сыграли свою роль в их освобождении
Это чувство сопереживания возникает из-за активной роли Индии в освобождении Бангладеш от Пакистана после кровопролитной борьбы. Раздел Пакистана также рассматривался многими индийцами как подтверждение убеждения в том, что создание национального государства, основанного на религии, было ошибочной концепцией - убеждения, которое привело к разделу Индии в 1947 году. Это мнение сохранилось, и периодические антииндийские протесты в Бангладеш считаются незначительными отклонениями от поведения добропорядочного соседа, и поэтому на них в основном не обращают внимания.
Боль по ту сторону границы
Мое поколение, выросшее в 1980-х и 1990-х годах, часто сталкивалось с новостями о разгуле стихии в Бангладеш и ее разрушительных последствиях. Согласно сообщениям о циклоне в ноябре 1970 года, одном из самых смертоносных за всю историю наблюдений, в тогдашнем Восточном Пакистане погибло около 5 миллионов человек. Другой циклон в 1985 году унес жизни 11 000 человек, а в 1991 году - почти 1 50 000 жизней. Эти сообщения о широкомасштабных разрушениях часто огорчали нас, и мы чувствовали общую боль. В сочетании с сочувствием это составляло значительную часть наших положительных чувств к Бангладеш.
Они тоже любят своего Рабиндру Сангита
Сильная бенгальская идентичность сыграла решающую роль в переходе Восточного Пакистана в Бангладеш. После освобождения "Амар Сонар Бангла" Рабиндраната Тагора, написанный в 1905 году, стал национальным гимном новой страны. "Рабиндра Сангит" так же популярен в Западной Бенгалии, как и по ту сторону границы в Бангладеш. Прекрасная река Падма, разделяющая две географические области, никак не повлияла на это общее наследие.
Поскольку связи между Индией и Бангладеш оставались теплыми на протяжении всего путешествия Бангладеш, чувства и эмоции, описанные выше, сохранились. Отсюда чувство утраты, которое мы испытываем сейчас, наблюдая за массовыми актами вандализма на улицах Бангладеш.
В то время как правительство Индии рассматривает свою позицию и варианты действий в условиях нынешних беспорядков в Бангладеш, оно должно помнить об общем наследии и общих чувствах людей по ту сторону границы. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы Бангладеш оставалась хорошим соседом на долгие годы. Не такая уж сложная задача, учитывая долгую историю дружеских отношений между двумя странами.
(Маянк Мишра - редактор-консультант телеканала NDTV)
Отказ от ответственности: Это личное мнение автора