Компания Boeing собирается запустить свой первый космический полет с экипажем в июне, не устранив небольшую утечку газообразного гелия на своем проблемном космическом корабле Starliner, сообщили официальные лица в пятницу.
Судно, разрабатываемое с 2010 года, столкнулось с техническими проблемами и до сих пор не выполнило своей задачи по доставке астронавтов на Международную космическую станцию, что позволило конкурирующей компании Boeing SpaceX продвинуться вперед со своей капсулой Crew Dragon.
Предполагалось, что Starliner наконец доставит астронавтов Бутча Уилмора и Суниту Уильямс на орбитальную станцию 6 мая, но миссия была отменена за несколько часов до старта после того, как на ракете United Launch Alliance, на борту которой она находилась, был обнаружен неисправный клапан.
С тех пор выявились дополнительные проблемы, в том числе утечка гелия в служебном модуле космического корабля, в котором находится двигательная установка.
Но хотя клапан ракеты был заменен, Boeing и NASA приняли решение лететь на МКС, не заменяя уплотнитель размером с пуговицу на рубашке на негерметичном соединении, сообщили журналистам официальные лица.
"Мы можем справиться с этой конкретной утечкой, даже если скорость утечки возрастет в 100 раз", - сказал Стив Стич, менеджер программы коммерческих экипажей НАСА. Более того, это влияет только на один из 28 двигателей, используемых для управления положением космического корабля, добавил он.
Вместо этого команды будут отслеживать утечку в течение нескольких часов до запуска, запланированного на 1 июня в 12:25 (16:25 по Гринвичу) со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде.
На вопрос, почему Boeing просто не заменит уплотнитель, Марк Наппи, вице-президент компании по программе подготовки коммерческих экипажей, ответил, что этот процесс будет "довольно сложным" и потребует разборки Starliner на заводе.
Стич добавил, что в полетах с утечками не было ничего необычного - космические шаттлы время от времени сталкивались с подобными проблемами, "и у нас была пара случаев с Dragon, когда у нас также было несколько небольших утечек", - добавил он.
Эта сильно затянувшаяся миссия приходится на непростое время для Boeing, поскольку кризис в области безопасности полетов захлестнул столетнее подразделение коммерческой авиации аэрокосмического гиганта.
НАСА делает ставку на успех Starliner, чтобы достичь своей цели по сертификации второго коммерческого транспортного средства для перевозки экипажей на МКС, к чему оно стремилось с момента последнего полета космического челнока в 2011 году.
Успешная миссия помогла бы развеять горечь, оставленную многочисленными неудачами в программе Starliner.
В 2019 году во время первого испытательного полета без экипажа из-за дефекта программного обеспечения капсуле не удалось состыковаться с МКС. Вторая ошибка в программном обеспечении могла привести к катастрофическому столкновению между модулями, но была вовремя обнаружена и исправлена.
Затем, в 2021 году, когда ракета была готова к новому запуску, заблокированные клапаны вынудили к еще одной отсрочке.
Корабль, наконец, достиг МКС в мае 2022 года в ходе запуска без экипажа. Но другие проблемы, включая слабые парашюты и огнеопасную ленту в кабине, которые необходимо было удалить, привели к дальнейшим задержкам с испытаниями с экипажем.
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)