Амина Сохаил пробирается сквозь плотное движение, чтобы подобрать своего следующего пассажира. В пакистанском мегаполисе Карачи внимание привлекает женщина на мотоцикле. 28-летняя женщина стала первой женщиной в своей семье, которая начала работать, что характерно для городских домохозяйств, испытывающих растущее финансовое давление в Пакистане.

"Я не обращаю внимания на людей, я ни с кем не разговариваю и не реагирую на улюлюканье, я делаю свою работу", - сказал Сохаил, который в начале года присоединился к местной службе по вызову такси, перевозившей женщин по пыльным закоулкам города. 

"Раньше мы бы проголодались, а теперь нам приходится есть как минимум два-три раза в день", - добавила она.

Amina Sohail leaves to deliver parcels in Karachi

Амина Сохаил отправляется развозить посылки в Карачи Фото предоставлено AFP

Южноазиатская страна попала в полосу политических и экономических кризисов и зависит от помощи МВФ и займов дружественных стран для обслуживания своего долга.

Продолжительная инфляция привела к росту цен на основные продукты питания, такие как помидоры, на 100%. По официальным данным, счета за электричество и газ выросли на 300% по сравнению с июлем прошлого года. 

Сохаил помогала матери готовить, убирать и присматривать за младшими братьями и сестрами, пока ее отец, единственный добытчик в семье, не заболел. 

"Атмосфера в доме была напряженной", - сказала она, поскольку семья зависела от других родственников в плане денег. "Именно тогда я подумала, что должна работать".  

"Мое видение изменилось. Я буду работать открыто, как любой мужчина, независимо от того, что думают другие".

"Выдайте ее замуж"

В 1980-х годах Пакистан стал первой мусульманской страной, которую возглавила женщина-премьер-министр, женщины-руководители возглавляли списки влиятельных лиц в журнале Forbes, а теперь они служат в полиции и вооруженных силах.

Однако большая часть пакистанского общества действует в соответствии с традиционным кодексом, который требует, чтобы женщины получали разрешение от своей семьи на работу вне дома.

По данным Организации Объединенных Наций, только 21 процент женщин составляют рабочую силу Пакистана, большинство из них заняты в неформальном секторе и почти половина - в сельской местности, где они работают на полях. 

"Я первая девушка в семье, которая начала работать, как по отцовской, так и по материнской линии", - говорит Хина Салим, 24-летняя телефонистка на кожевенной фабрике в Коранги, крупнейшем промышленном районе Карачи. 

Receptionist Hina Saleem talks on a telephone at a leather factory in Karachi

Секретарша Хина Салим разговаривает по телефону на кожевенной фабрике в Карачи Фото предоставлено AFP

Переезд, который поддержала ее мать после смерти отца, натолкнулся на сопротивление ее большой семьи.

Ее младшего брата предупредили, что работа может привести к социально неприемлемому поведению, например, к поиску мужа по своему выбору.

"Мои дяди сказали: "Выдай ее замуж", - рассказала она AFP. "На мою мать оказывалось сильное давление".

Во время смены на кожевенной фабрике рабочие приезжают в раскрашенных автобусах, украшенных звенящими колокольчиками, и несколько женщин выходят из них в толпе мужчин.

Девятнадцатилетнюю Анум Шахзади, которая работает на той же фабрике по вводу данных, родители подтолкнули к тому, чтобы она поступила на работу после окончания средней школы, в отличие от поколений, живших до нее. 

"Какой смысл в образовании, если девочка не может быть независимой", - говорит Шахзади, которая сейчас вместе со своим братом ведет домашнее хозяйство. 

Anum Shahzadi sorts jackets at a leather factory in Karachi

Анум Шахзади сортирует куртки на кожевенной фабрике в Карачи Фото предоставлено AFP

Бушра Халик, исполнительный директор организации "Женщины в борьбе за расширение прав и возможностей" (WISE), которая выступает за политические и экономические права женщин, заявила, что в Пакистане "происходят перемены" среди городских женщин из среднего класса.

"До этого момента общество говорило им, что забота о своем доме и браке является их конечной целью", - сказала она AFP.

"Но экономический кризис и любые другие социальные и экономиче-ские проблемы открывают перед ними множество возможностей". 

"Мы - компаньоны"

Фарзана Огастин из христианской общины пакистанского меньшинства получила свою первую зарплату в прошлом году в возрасте 43 лет после того, как ее муж потерял работу во время пандемии Covid-19.

"Моей жене пришлось взять все на себя", - объяснила Огастин Саддик агентству AFP. 

"Но в этом нет ничего печального, мы товарищи и вместе управляем нашим домом". 

Огромный портовый мегаполис Карачи, в котором официально проживает 20 миллионов человек, но, вероятно, еще много миллионов, является деловым центром Пакистана.

Она привлекает мигрантов и предпринимателей со всей страны, обещая им работу, и часто выступает в качестве движущей силы социальных перемен.

Девятнадцатилетняя Захра Афзал переехала в Карачи к своему дяде четыре года назад, после смерти родителей, покинув свою маленькую деревню в центрально-восточной части Пакистана, чтобы работать няней.

"Если бы Захру забрали другие родственники, она бы уже давно вышла замуж", - сказал AFP ее дядя Камран Азиз из их типичного однокомнатного дома, где по утрам раскладывают постельное белье, а готовят еду на балконе.

"Мы с женой решили, что будем идти против течения и научим наших девочек выживать в этом мире, прежде чем остепенять их". 

Афзал радуется, что теперь она является примером для своей сестры и двоюродного брата: "Мой разум стал свежим".

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)