Министерство юстиции заявило, что Boeing может быть привлечен к ответственности за нарушение соглашения об урегулировании уголовного дела от 2021 года в связи с сертификацией 737 MAX.

Решение Министерства юстиции, поданное во вторник в суд США в Техасе, последовало за почти катастрофическим январским рейсом авиакомпании Alaska Airlines, который совершил вынужденную посадку после того, как оторвалась панель на фюзеляже.

Официальные лица США дали Boeing время до 13 июня, чтобы предоставить информацию, которую Соединенные Штаты "должны рассмотреть при принятии решения о том, следует ли преследовать (Boeing) в судебном порядке".

Каким было урегулирование в 2021 году?

В январе 2021 года Министерство юстиции объявило о заключении соглашения об отсрочке судебного преследования (DPA), в соответствии с которым Boeing согласился выплатить 2,5 миллиарда долларов для урегулирования обвинений в мошенничестве в связи с сертификацией самолета 737 MAX, который в 2018 и 2019 годах потерпел две катастрофы со смертельным исходом, в общей сложности унесшие жизни 346 человек.

В дополнение к финансовым санкциям, соглашение требовало от Boeing усилить свою программу соблюдения нормативных требований, регулярно встречаться с американскими чиновниками по борьбе с мошенничеством и представлять ежегодные отчеты, документирующие достигнутый прогресс.

Соглашение, о котором было объявлено 7 января 2021 года на закате правления администрации Дональда Трампа, должно было истечь через три года, если Boeing выполнит его требования.

К какому выводу пришел Минюст?

В письме Министерства юстиции США судье Риду О'Коннору говорится, что ведомство установило, что Boeing "нарушил свои обязательства" по DPA, ссылаясь на ряд положений соглашения.

Они включали меры, обязывающие Boeing внедрить программу соблюдения нормативных требований и этики, усилить свой внутренний контроль "для эффективного выявления и пресечения нарушений законов США о мошенничестве" и запретить Boeing предоставлять "заведомо ложную, неполную или вводящую в заблуждение" информацию о соблюдении требований.

Другие положения требуют от руководителей Boeing демонстрировать безупречное поведение, поддерживая соблюдение требований в рамках создания и укрепления "культуры этики".

Связано ли это с проблемой Alaska Airlines?

В письме Министерства юстиции не упоминался инцидент с авиакомпанией Alaska Airlines, который вызвал "многочисленные правительственные и регулирующие расследования", согласно данным Boeing securities.

Инцидент с Alaska Airlines следует за многочисленными другими нелицеприятными разоблачениями о производственных проблемах Boeing и жалобами информаторов, усиливающими внимание к компании.

В январе FAA начало расследование по факту инцидента с Alaska Airlines на предмет того, были ли самолеты, поставляемые Boeing, "в состоянии, пригодном для безопасной эксплуатации".

28 февраля FAA предоставило Boeing 90 дней на разработку "комплексного плана действий по решению системных проблем контроля качества, чтобы соответствовать не подлежащим обсуждению стандартам безопасности FAA".

Какие наказания грозят Boeing?

Члены семей жертв авиакатастрофы 737 MAX, которые расценили соглашение 2021 года как простую пощечину, призвали к судебному преследованию Boeing и высших должностных лиц, а также к назначению независимого наблюдателя.

Министерство юстиции намерено собрать информацию от потерпевших на заседании 31 мая.

Профессор Колумбийской школы права Джон Коффи сказал, что простые средства правовой защиты для Министерства юстиции могут включать продление срока действия DPA и назначение наблюдателя с широкими надзорными возможностями, но считает маловероятным судебное преследование руководителей высшего звена.

Как действия Министерства юстиции влияют на кризис в Boeing?

Действия Министерства юстиции усиливают давление на Boeing, который сообщил о ряде финансовых потерь и значительно замедлил поставки новых самолетов, решая проблемы контроля качества.

Сенатор Ричард Блюменталь, демократ от штата Коннектикут, заявил, что DPA не смогло решить проблему "прогнившей корпоративной культуры Boeing", поскольку "никто не был привлечен к ответственности", добавив, что он с нетерпением ожидает выступления руководителей Boeing на слушаниях.

Блюменталь и другие законодатели, критикующие Boeing, охарактеризовали успех компании как важный, сославшись на приоритеты экономики и национальной безопасности.

Coffee привел "экономическое" обоснование отказа от уголовного преследования Boeing.

"Компания серьезно пострадала, и уголовное разбирательство привлекло бы значительное внимание, нанеся еще больший экономический ущерб и, возможно, вызвав негативную реакцию со стороны розничных пассажиров", - говорится в электронном письме Coffee.

- Авиаперевозчики испугались бы мира, в котором Boeing превратился бы в относительно незначительную компанию, оставив Airbus монополистом и предсказуемо повышая цены".

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)