Мы все восхищаемся мудрыми людьми, не так ли? Будь то вдумчивый учитель, сострадательный врач или старейшина общины, мы узнаем мудрость, когда видим ее. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как люди в разных культурах воспринимают мудрость? Относится ли кто-нибудь в Марокко к мудрому человеку так же, как к человеку в Эквадоре? В нашем недавнем исследовании изучалось, как люди разных культур относятся к мудрости.
Этот масштабный проект потребовал совместных усилий 34 исследователей из разных областей философии, психологии, антропологии, социальных наук и психометрии со всего мира, объединенных в исследовательский консорциум под названием "География философии".
То, что мы обнаружили, было несколько неожиданным. Может показаться, что мудрость определяется культурными различиями, но основные аспекты того, что делает человека мудрым, в разных культурах во многом одинаковы. От студентов городских колледжей в Японии до сельских жителей Южной Африки, участники связывали мудрость с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Ниже мы объясним, что это значит.
Вопреки распространенным стереотипам, люди одинаково ценят мудрость на Востоке и Западе, Юге и Севере. Несмотря на различия в мире, мы видим мудрость в одних и тех же людях и ассоциируем ее со схожими чертами характера. Действительно ли мы больше похожи, чем отличаемся друг от друга, когда речь заходит о том, как мы воспринимаем мудрость? И что характеризует мудрых людей?
Вот характеристики мудрых людей
Есть две ключевые характеристики. Рефлексивная ориентация - это люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения и используют логику и прошлый опыт для принятия решений. Они относятся к тому типу людей, которые сохраняют хладнокровие в сложных ситуациях, уделяя время взвешиванию всех вариантов, прежде чем сделать шаг.
Второе - это социально-эмоциональная осведомленность. Мудрые люди хорошо понимают мысли и чувства других людей и проявляют заботу о них. Они обращают внимание на эмоции и рассматривают различные точки зрения на ситуацию. Такой человек может быть искусен в урегулировании конфликтов, понимая точку зрения каждой из сторон, или в оказании эмоциональной поддержки в трудные времена.
В совокупности эти два аспекта формируют глобальный образ мудрости. Исследование показывает, что самые мудрые люди - это те, кто уравновешивает оба этих аспекта, демонстрируя сильные способности к рассуждению и в то же время обладая эмоциональной и социальной осведомленностью.
Человека с высокой степенью рефлексии, который подавляет свои эмоции, но не замечает социального контекста проблемы, нельзя назвать мудрым. Аналогично, человека, который полностью руководствуется эмоциями и социальным окружением, но не способен установить логические связи, тоже нельзя назвать мудрым. Согласно нашему исследованию, настоящая мудрость заключается в нахождении баланса между вдумчивыми рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осознанностью.
Культуры действительно различаются, но не так сильно, как вы могли бы подумать
Чтобы выявить эти аспекты, мы использовали метод, который иногда называют экспериментальной философией. Участники, представляющие 16 различных культур в 12 странах на пяти континентах, сравнили набор целевых показателей друг с другом. Например, в одном из вопросов участникам предлагалось сравнить, кто из них, врач или религиозный человек, с большей вероятностью будет мыслить логически, принимая трудное жизненное решение без правильных или неправильных ответов. Наши участники также оценили себя. Затем мы спросили, насколько мудр каждый из этих людей.
Когда мы начинали этот проект, мы ожидали обнаружить большие различия между культурами. Предыдущие исследования показали, что люди на “Западе” используют и ценят аналитическое мышление, которое, как правило, игнорирует социальные и эмоциональные аспекты ситуации. Напротив, люди на “Востоке” делают упор на холистическое мышление, то есть на всеобъемлющий взгляд на сложные ситуации.
Но это не то, что мы обнаружили. Хотя и были некоторые небольшие различия – например, жители Южной Африки придавали большее значение природе и божественности, когда думали о социально-эмоциональном осознании, – общая картина была поразительно схожей. По всему миру люди оценивали как самых мудрых людей, которые были одновременно рефлексивны, социально и эмоционально развиты. Например, они назвали врача и 75-летнего человека самыми мудрыми и в то же время самыми высокими по обоим параметрам.
Что было особенно интересно, так это то, что люди, как правило, оценивали себя иначе, чем других. Большинство людей считали себя менее рефлексивными, но более социально и эмоционально осведомленными, чем “мудрые” фигуры, которых их просили оценить. Другими словами, люди были готовы признать умеренный уровень своих интеллектуальных способностей, но при этом были вполне уверены в своей способности понимать других и заботиться о них.
Почему это важно
Это исследование бросает вызов стереотипам о холодном аналитическом идеале “запада” и социально ориентированном и эмоционально управляемом образе “востока” и “юга”. Идея о том, что мудрость является чисто интеллектуальной или, наоборот, чисто социальной или божественной, является слишком упрощенной. В нем также подчеркивается, что мудрость проявляется в балансе черт, традиционно присущих разным культурам.
Во времена, когда глобальное сотрудничество как никогда важно, признание нашей общей ценности определенных качеств может помочь преодолеть культурные различия.
Исследование открывает новые возможности для исследований. Могут ли эти аспекты мудрости помочь нам понять, как решать глобальные проблемы? Склонны ли люди больше доверять лидерам, которые демонстрируют рефлексивное мышление и социально-эмоциональную осведомленность? И как эти качества влияют на то, как мы справляемся с личными отношениями, трудными решениями или конфликтами?
Ясно одно: мудрость - это то, что ценим мы все, независимо от того, откуда мы родом. Лучше понимая это, мы можем не только стать мудрее сами, но и научиться ценить мудрость в других, где бы они ни находились.
Максим Руднев, научный сотрудник факультета психологии Университета Ватерлоо и Вели Митова, профессор философии и директор Африканского центра эпистемологии и философии науки Университета Йоханнесбурга
Эта статья перепечатана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинал статьи.
(За исключением заголовка, этот материал не редактировался сотрудниками NDTV и опубликован на синдицированном канале).