Общее мнение о Tesla Inc. было подытожено в статье, опубликованной этим летом одним из самых авторитетных аналитиков, освещающих деятельность компании: "Автомобиль для Tesla - это то же самое, что чип для видеоигр для Nvidia. Автомобиль для Tesla - это то же самое, что продажа книг для Amazon". Адам Джонас из Morgan Stanley утверждал, что Tesla превращается из производителя электромобилей в компанию, специализирующуюся на искусственном интеллекте и робототехнике. В данном случае Tesla - это не просто коробка на колесах с аккумулятором, а средство доставки, оснащенное ИИ. Главный исполнительный директор компании Илон Маск также поддерживает этот тезис, заявляя с типичной для него бравадой: "Если кто-то не верит, что Tesla сможет решить проблему автономии, я думаю, ему не стоит быть инвестором в компанию".

Звездочка в этом заявлении может оказаться уместной. В эти выходные The Wall Street Journal сообщила, что xAI, подразделение Маска по искусственному интеллекту, работающее на стороне социальных сетей, X, предложило возможность лицензирования своих моделей, чтобы поддержать амбиции Tesla в области автономного вождения, в обмен на сделку по разделению доходов. Маск опроверг эту историю в нескольких твитах, в том числе назвав ее "чепухой".

С другой стороны, всего пять месяцев назад Маск обвинил агентство Reuters во "лжи", когда оно сообщило, что Tesla отказалась от планов по выпуску модели EV стоимостью менее 30 000 долларов, но вскоре после этого компания объявила о переходе от очень дешевого EV к роботаксису. Кроме того, Маск уже опросил группу беспристрастных мудрецов, известных как его последователи, о том, стоит ли Tesla инвестировать 5 миллиардов долларов в xAI (большинство ответило утвердительно).

Этот хлопающий звук, который вы слышите, - это ветер, развевающий множество красных флагов.

У Маска есть привычка относиться к своим различным отдельным компаниям как к частям единого целого. Самым вопиющим примером стало приобретение Tesla SolarCity Corp. в 2016 году, когда компания EV купила развивающийся бизнес по производству солнечных батарей на крышах, которым руководил Маск, задолжала ему (и Space X) деньги и которым управлял его двоюродный брат. Даже Джонас позже охарактеризовал эту сделку как "контролируемую детонацию". Когда Маск впервые купил Twitter Inc., которая стала называться X, он привлек инженеров из Tesla для проверки ее кода. Несколько месяцев назад он перенаправил тысячи чипов Nvidia Corp., предназначенных для Tesla, на xAI, объяснив это логистическими трудностями.

Если бы Tesla действительно инвестировала миллиарды в xAI и/или делилась с ней доходами, потенциальный конфликт интересов вряд ли стал бы более очевидным. После поглощения Маска компания X столкнулась с трудностями как бизнес: доходы от рекламы оказались под давлением, а Fidelity, один из соинвесторов, значительно снизил стоимость своей доли. Маск указал, что акционерам X будет принадлежать 25% акций xAI, хотя неясно, будет ли это сделано индивидуально или коллективно через саму X. В любом случае, любое вливание денежных средств или потенциальный доход от Tesla были бы полезны не только для xAI, но и для более широкого проекта X.

Такая сделка также превратила бы в насмешку обоснование Tesla того, что она предоставила Маску гигантский пакет опционов, а затем настаивала на его восстановлении в должности после того, как суд штата Делавэр отменил это решение. Председатель правления Робин Денхолм призвала акционеров проголосовать "за", аргументируя это, в частности, тем, что это позволит привлечь внимание Маска к Tesla: "Мы хотим, чтобы эти идеи, эта энергия и это время были в Tesla на благо вас, наших владельцев", - написала она. Это последовало за неприкрытой угрозой Маска внедрить свое видение искусственного интеллекта в другом месте, если он не получит большую долю в Tesla (после того, как он продал часть акций во время поглощения Twitter).

Если бы Тесла в конечном итоге инвестировал или заключил контракт с другим подконтрольным Маску предприятием, в названии которого буквально присутствует ИИ, это скорее означало бы, что по крайней мере некоторые из его идей в области ИИ были реализованы в другом месте, независимо от того, были ли варианты или нет. Однако, помимо конфликтов и государственного троллинга, здесь есть более фундаментальная проблема.

Джонас, как и аналитики, настроенные столь же оптимистично, связывает лишь малую часть своей оценки Tesla с производством и продажей электромобилей, хотя на это приходится подавляющая часть выручки и прибыли компании. Единственный способ хотя бы отдаленно оправдать рыночную капитализацию компании, составляющую почти 700 миллиардов долларов, - это поверить в то, что Tesla - не просто автопроизводитель, а пионер искусственного интеллекта.

Но если это так, если Tesla собирается "решить проблему автономии", зачем ей рассматривать возможность аутсорсинга основных функций искусственного интеллекта или чувствовать необходимость инвестировать миллиарды долларов в стартап, запущенный только в прошлом году? Автопроизводители сотрудничают с другими компаниями в области определенных технологий. Но Маск уже много лет говорит, что Tesla уже находится на пороге самостоятельного повышения автономности транспортных средств. Вложение денег или доходов в xAI опровергает эту версию и отвлекает часть обещанной прибыли от акционеров Tesla к собственным предприятиям Маска.

Возможно, это всего лишь предложения и опросы, которые остаются таковыми. Тем не менее, в отчете Джонаса была еще одна строчка, которая остается в силе, в которой инвесторам предлагается подготовиться к новой стратегии компании, "чтобы более четко связать Tesla с другими подконтрольными Илону предприятиями, такими как SpaceX/Starlink, X и xAI". Автономия - это, в конце концов, просто делать то, что вы хотите.

(Этот сюжет не редактировался сотрудниками NDTV и автоматически сгенерирован из синдицированной ленты.)