Можете ли вы представить себе лучший способ проникнуться духом Хэллоуина, чем послушать "Легенду о Сонной Лощине", прочитанную призраком Джеймса Дина?
Возможно, карьера актера трагически закончилась в 1955 году, но его состояние позволяет ему получать зарплату благодаря искусственному интеллекту. Наряду с поместьями Джуди Гарленд, Лоуренса Оливье и Берта Рейнольдса, в июле компания подписала контракт со стартапом ElevenLabs, занимающимся клонированием голоса с помощью искусственного интеллекта, в рамках проекта компании "iconic voices". Актеры теперь озвучивают книги, статьи и другие текстовые материалы, размещенные в приложении ElevenLabs Reader; по сути, Гарланд теперь может прочитать вам "Волшебника страны Оз" или вашу налоговую декларацию - выбор за вами.
Индустрия мертвых знаменитостей доказала свою прибыльность. Несмотря на то, что на момент смерти долг Майкла Джексона составлял около 500 миллионов долларов, его состояние, по данным People, составило 2 миллиарда долларов, благодаря таким проектам, как музыкальный автомат и даже показу работ, созданных при его жизни. Тем не менее, достижения в области искусственного интеллекта означают, что такой покойный художник, как Джексон, все еще может создавать новое искусство.
Марк Реслер, юрист по интеллектуальной собственности, представлял интересы более 3000 знаменитостей, большинство из которых уже умерли, и заключил около 30 000 сделок от их имени с момента основания своей компании CMG Worldwide Inc. более четырех десятилетий назад. Среди его нынешних клиентов, в том числе Роза Паркс и Малкольм Икс, он договорился с Джерри Гарсией о заключении сделки с ElevenLabs.
По словам Реслера, есть два ключевых способа, которыми живущая знаменитость зарабатывает деньги. Первый - это персональные услуги, которые для такого музыканта, как Принс, были бы доходом от его концертов и песен. Второй - это интеллектуальная собственность, которая не зависит от этих услуг и может быть чем угодно, от авторских прав на музыку до изображений.
Когда знаменитость умирает, ее доход от личных услуг немедленно истекает, оставляя в наследство только доход от интеллектуальной собственности, который, как выяснил Реслер, раньше снижался в среднем на 10% в год, но теперь может расти. "Мне помогли все технологические изменения, такие как искусственный интеллект", - говорит он. "Что касается интеллектуальной собственности, то ее можно использовать по-разному".
Например, Трэвис Клойд, основатель и главный исполнительный директор Worldwide XR (где Рослер является председателем правления), пригласил Дина на роль в фильме "Возвращение в Эдем", который в настоящее время находится в производстве. По словам Клойда, в случае с умершими знаменитостями у кинематографистов теперь есть два пути: "Вы можете либо нанять актера, либо теперь, благодаря технологиям, вы можете создать цифрового человека Джеймса Дина".
Последний процесс начинается с создания базы исходных материалов, так называемых унаследованных ресурсов, которые включают даже семейные видеоролики. Они обрабатываются с помощью машинного обучения для создания цифровой модели актера. Затем создаются другие элементы, используя двойников для создания текстуры кожи и движения, а вокал накладывается сверху.
Это похоже на то, как Пол Уокер ("Форсаж 7") и Питер Кушинг ("Изгой один: История звездных войн") почти десять лет назад создавали свои противоречивые видеоигры в компьютерной графике. Большая роль Иэна Холма, который умер в 2020 году, в фильме "Чужой: Ромул", вышедшем этим летом, вызвала бурю критики и мало что сделала для подавления этических споров вокруг искусственного интеллекта, несмотря на то, что его вдова, дети и имущество отказались от участия.
Голливуд постепенно приходит в себя после прошлогодних забастовок актеров и сценаристов, которые привели индустрию в тупик из-за ряда проблем, главной из которых является искусственный интеллект. В августе SAG-Aftra заключила сделку, позволяющую брендам воспроизводить голоса живых актеров в аудиорекламе с искусственным интеллектом на индивидуальной основе.
По словам Клойда, огромный спрос будет диктовать условия для уже умерших актеров. По его словам, потенциал проектов в области искусственного интеллекта, которые могут стать основным источником дохода для поместий знаменитостей в ближайшие пять лет, огромен: "С развитием цифровых платформ, потоковых сервисов и виртуального опыта у знаменитостей появляется множество возможностей монетизировать свое наследие новыми и захватывающими способами".
Возьмем, к примеру, ABBA Voyage, которая открылась в Лондоне в мае 2022 года и зарабатывает более 2 миллионов долларов в неделю на концертах с участием состарившихся аватаров шведских поп-звезд в виртуальной реальности. Несмотря на то, что все четверо сотрудничали в сериале и были еще живы на момент публикации в прессе, эти CGI-рендеры теоретически могли бы приносить доход их поместьям еще долгое время после их смерти.
Не все убеждены в этом. Джефф Джампол, который руководит "неактивными артистами", включая Дженис Джоплин и The Doors, считает, что искусственный интеллект "не стартует". Он отклонил предложения воспроизвести голос Джима Моррисона и называет эту технологию модой, сродни не подлежащим обмену токенам, или NFT. "Дальше будет что-то еще", - говорит он, отмечая, что за десятилетия работы в индустрии "волны приходят и уходят". Но в основном: "Я не могу вложить в уста Джима Моррисона ничего такого, чего он никогда не говорил. Это было бы пародией".
Джампол сравнивает обращение с наследием артиста с шестью спичками в камине. Каждое предприятие, на которое они подписываются, похоже на чирканье спички. "Они подносят ее к камину, и камин разгорается, а через девять секунд спичка гаснет. Вы остаетесь с пустым, холодным, темным камином и одной обгоревшей спичкой. Просто повторите это пять раз, и это положит конец 25-летнему наследию", - говорит он. "То, как они жили, что говорили и что создавали, - это их наследие. Я не могу этого изменить".
Свана Гисла, номинированный на "Эмми" и "Грэмми" сопродюсер группы ABBA Voyage, которая не использовала искусственный интеллект для клонирования певцов, считает, что есть одно ключевое отличие новой технологии. "Мы всегда будем стремиться к той эмоциональной связи, которая заложена в том общении, которое обеспечивает искусство, - говорит она, - и искусственный интеллект никогда не обеспечит такого общения и ни в какой форме не заменит искусство".
Возможно, самое масштабное испытание искусственного интеллекта состоится следующей весной, когда в лондонском ExCeL состоится премьера программы Elvis Evolution, на которой король рок-н-ролла выступит впервые более чем за 45 лет. По словам Эндрю Макгиннесса, основателя и генерального директора Layered Reality, продюсера шоу, для создания почти двухчасового захватывающего биографического фильма, в котором запахи хлопковых полей и повышенная влажность создают атмосферу сельской Миссисипи, было непростой задачей запечатлеть сценическое присутствие иконы в виде голограммы.
"Это не какая-то выдумка или работа цифрового художника", - говорит он. "На самом деле это результат его реальных выступлений, его реальных мимических движений, его реальной структуры голоса", и для создания его цифрового двойника требуются сотни часов выступлений и домашнего видео, загруженного в программное обеспечение искусственного интеллекта. У Layered Reality был доступ к полному архиву его дома, ставшего музеем Грейсленда.
"Если вы захотите, вы можете посмотреть, что он ел на обед в определенный день 45 лет назад", - говорит Макгиннесс. Любимые блюда Элвиса, возможно, будут доступны поклонникам в баре, который сохранит атмосферу 1960-х годов, когда они выйдут из шоу.
Будут ли в меню печально известные сэндвичи с арахисовым маслом, бананами и беконом? Макгиннесс не уточняет.
(Этот сюжет не редактировался сотрудниками NDTV и автоматически сгенерирован из синдицированной ленты.)