Проблемы с капсулой Boeing Starliner, все еще пристыкованной к Международной космической станции (МКС), изменили первоначальные планы по возвращению двух астронавтов на Землю, поскольку исправления и испытания, проводимые в последнюю минуту, приближают выполнение миссии, имеющей решающее значение для будущего космического подразделения Boeing.

НАСА трижды переносило запланированное возвращение, и теперь его дата не установлена. С момента старта 5 июня в капсуле произошло пять утечек гелия, отказали пять маневровых двигателей и не полностью закрылся топливный клапан, что вынудило экипаж в космосе и руководителей миссии в Хьюстоне потратить больше времени, чем ожидалось, на устранение неполадок в середине полета.

Вот объяснение возможных путей развития Starliner и его астронавтов-ветеранов NASA Барри "Бутча" Уилмора и Суниты "Суни" Уильямс.

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ

Starliner может оставаться пристыкованным к МКС до 45 дней, сообщил журналистам коммерческий менеджер экипажа НАСА Стив Стич. Но, по словам человека, знакомого с планированием полетов, в случае крайней необходимости, например, если возникнут дополнительные проблемы, которые сотрудники миссии не смогут устранить вовремя, он может оставаться в доке до 72 дней, полагаясь на различные резервные системы.

Согласно этому источнику, который говорил на условиях анонимности, последняя запланированная дата возвращения Starliner в НАСА - 6 июля. Такая дата возвращения означает, что миссия, первоначально запланированная на восемь дней, вместо этого продлится месяц.

Одноразовая двигательная установка Starliner является частью "сервисного модуля" корабля. Текущие проблемы связаны с этой системой, которая необходима для того, чтобы отвести капсулу от МКС и подготовить ее к погружению в атмосферу Земли. По словам Стича, многие двигатели Starliner перегревались при запуске, а утечки гелия, который используется для создания давления в двигателях, по-видимому, связаны с тем, как часто они используются.

Стич сказал, что недавние тестовые пуски двигателей, в то время как Starliner остается в доке, дали командам миссии уверенность в безопасном возвращении, хотя испытания и проверки продолжаются. Команда управления полетом, состоящая из сотрудников НАСА и Boeing, тщательно изучает данные о проблемах с двигательной установкой, проводит моделирование в Хьюстоне и рассматривает способы их устранения, например, путем обновления программного обеспечения или изменения способа использования аппаратного обеспечения.

Как только представители НАСА дадут команде добро на возвращение, двигатели Starliner будут использованы для отстыковки капсулы от МКС и начала примерно шестичасового путешествия домой, постепенно сужая орбиту, прежде чем погрузиться в атмосферу Земли и приземлиться с помощью парашютов и подушек безопасности в одном из несколько потенциальных мест на юго-западе Соединенных Штатов.

Это первый полет Starliner на орбиту с астронавтами на борту - последнее испытание, необходимое для того, чтобы НАСА смогло сертифицировать его как второй полет космического агентства США на МКС. Он присоединился бы к компании SpaceX Crew Dragon, которая доминирует на правительственном и зарождающемся частном рынках пилотируемых космических полетов на фоне многолетних задержек с запуском Starliner.

ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ НЕПРЕДВИДЕННОЕ

Даже несмотря на проблемы с двигательной установкой, НАСА заявило, что Starliner по-прежнему сможет вернуть астронавтов на Землю в случае крайней необходимости, то есть если капсула должна служить спасательной капсулой с МКС в экстренной ситуации или если на каких-либо скоропортящихся предметах Starliner, таких как солнечные батареи, обнаружатся признаки о том, что срок действия истекает раньше, чем планировалось.

В отличие от текущей миссии Starliner, НАСА не установило запланированную дату возвращения первого корабля Crew Dragon с астронавтами на борту в 2020 году. В конечном итоге эта миссия продлилась 62 дня, поскольку астронавтам нужно было помогать в обслуживании МКС, поскольку в то время на космической станции не хватало персонала.

ЕСЛИ STARLINER НЕ СМОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН

Если Starliner будет признан неспособным безопасно вернуть Уилмора и Уильямса на Землю, одним из вариантов может быть отправка их домой на борту Crew Dragon, который доставил четырех астронавтов на станцию в марте и способен вместить больше людей в случае чрезвычайной ситуации.

Этот сценарий, считающийся маловероятным, несомненно, поставил бы Boeing в неловкое положение. Но официальные лица НАСА и Boeing, а также инженеры, знакомые с программой, сообщили агентству Рейтер, что ничто из того, что касается текущих проблем Starliner, не указывает на необходимость в этом.

При таком сценарии судьба Starliner будет зависеть от различных факторов, включая степень его технических неполадок.

В последний раз астронавту НАСА требовалась альтернативная поездка домой в 2022 году, когда в российской капсуле "Союз" произошла утечка охлаждающей жидкости после доставки на станцию двух космонавтов и американского астронавта Фрэнка Рубио.

НАСА рассматривало Crew Dragon в качестве альтернативного варианта возвращения Рубио домой, но в итоге он использовал пустую капсулу "Союза", запущенную Россией в качестве спасательного корабля. Миссия Рубио была продлена с шести месяцев до чуть более года - 371 дня - рекордной продолжительности пребывания американца в космосе.

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)