Недавний всплеск "спуфинга" GPS, формы цифровой атаки, которая может сбить коммерческие авиалайнеры с курса, по мнению исследователей в области кибербезопасности, приобрел новое интригующее измерение: возможность взлома времени.
По данным авиационного консультативного органа OPSGROUP, в последние месяцы число инцидентов, связанных со спуфингом GPS, на коммерческих авиалайнерах увеличилось на 400%.
Многие из этих инцидентов связаны с незаконными наземными системами GPS, особенно в зонах конфликтов, которые передают неверные координаты в окружающее воздушное пространство, чтобы сбить с толку приближающиеся беспилотные летательные аппараты или ракеты.
"Мы слишком много думаем о том, что GPS является источником определения местоположения, но на самом деле это источник времени", - сказал Кен Манро, основатель британской компании по кибербезопасности Pen Test Partners, во время презентации на хакерской конференции DEF CON в Лас-Вегасе в субботу.
"Мы начинаем видеть сообщения о том, что часы на борту самолетов во время событий подмены начинают совершать странные поступки".
В интервью агентству Reuters Манро рассказал о недавнем инциденте, когда бортовые часы самолета, эксплуатируемого крупной западной авиакомпанией, внезапно перевели на годы вперед, в результате чего самолет потерял доступ к своим системам связи с цифровым шифрованием.
По словам Манро, самолет несколько недель находился на земле, пока инженеры вручную не перенастроили его бортовые системы. Он отказался назвать авиакомпанию или самолет, о которых идет речь.
В апреле Finnair временно приостановила полеты в город Тарту на востоке Эстонии из-за подмены GPS, в которой Таллин обвинил соседнюю Россию.
GPS, сокращенно от Global Positioning System, в значительной степени заменила дорогостоящие наземные устройства, которые передают радиосигналы, направляющие самолеты на посадку. Однако также довольно легко заблокировать или исказить сигналы GPS, используя относительно дешевые и простые в приобретении компоненты и ограниченные технологические знания.
"Это приведет к авиакатастрофе? Нет, это не так", - сказал Манро агентству Рейтер.
"Это просто создает небольшую путаницу. И вы рискуете запустить то, что мы называем каскадом событий, когда происходит что-то незначительное, происходит еще что-то незначительное, а затем происходит что-то серьезное".
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)