Смертоносный взлом пейджеров и портативных раций "Хезболлы", производимых под азиатским брендом, вызвал интенсивный поиск новых устройств, выявив неясный рынок старых технологий, на котором покупатели могут быть не уверены в том, что они получают.

В то время как цепочки поставок и каналы сбыта высокодоходных и более новых продуктов жестко регулируются, это не относится к более старой электронике из Азии, где подделки, избыточные запасы и сложные контракты на производство иногда делают невозможным идентификацию источника продукта, говорят аналитики и консультанты.

Реакция компаний, ответственных за применение устройств-ловушек, в результате которых на этой неделе в Ливане погибли 37 человек и около 3000 получили ранения, подчеркнула трудности в определении того, как и когда они были использованы в качестве оружия.

Тайваньская компания Gold Apollo возложила вину на европейского лицензиата своего пейджера, что вызвало расследование в Венгрии, Болгарии, Норвегии и Румынии о происхождении смертоносного устройства. Японская компания Icom заявила, что не может определить, были ли рации с ее названием настоящими, поскольку рынок наводнен поддельными товарами.

"Если была нарушена цепочка поставок, чтобы поместить внутрь взрывчатку... это невероятная инженерная разработка. Но на самом деле найти компромисс в цепочке поставок не так уж и сложно. Вероятно, самым простым было найти компромисс в цепочке поставок", - сказал Дэвид Финчер, технолог и консультант из Китая.

Он сказал, что контрафактная продукция широко распространена, особенно в крупных производственных центрах, таких как Китай, где можно легко производить поддельные компоненты, добавив, что переход от поддельных компонентов к компромиссу в цепочке поставок не является большим скачком.

"Как специалист в области технологий, я могу сказать, что подложить немного взрывчатки в радиоприемник не так уж и сложно".

По словам источника в службе безопасности, "Хезболла" приобрела устройства около пяти месяцев назад, добавив, что вооруженная группировка думала, что покупает пейджеры у Gold Apollo.

Портативные радиоприемники, которые, по словам источника, были приобретены примерно в то же время, что и пейджеры, имели этикетки с названием Icom, базирующейся в Осаке, и фразой "Сделано в Японии", на фотографиях одного из взорвавшихся устройств было видно.

Обе компании исключили возможность того, что какие-либо из смертоносных компонентов были изготовлены на заводах в любой из их стран.

Министр экономики Тайваня Куо Чжихуэй также заявил, что компоненты, использованные в пейджерах, которые взорвались в Ливане, были изготовлены не на Тайване.

Предварительное расследование, проведенное ливанскими властями в отношении этих устройств, показало, что взрывчатые вещества были установлены до их прибытия в страну, согласно письму, направленному в Совет Безопасности ООН представительством Ливана при Организации Объединенных Наций.

ПОДДЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ

Но на данный момент это все, в чем можно быть уверенным. Неясно, как и когда пейджеры и портативные рации были превращены в оружие, которое могло быть приведено в действие дистанционно.

Джо Симоне, партнер китайской компании по интеллектуальной собственности East IP, сказал, что отчасти проблема заключается в том, что небольшие бренды, как правило, меньше инвестируют в борьбу с контрафактом, в значительной степени из-за затрат, которые могут повлиять на их прибыльность.

"Власти с радостью борются с низкотехнологичными подделками, но владельцам интеллектуальной собственности необходимо отслеживать, расследовать и подавать жалобы, а это не всегда происходит так часто, как это могло бы произойти с высокотехнологичными и более крупными технологическими брендами", - сказал он.

Для Icom одной из проблем является то, что она прекратила выпуск модели IC-V82, о которой идет речь, десять лет назад, примерно в то время, когда компания начала внедрять голографические наклейки в качестве защиты от контрафактной продукции.

Компания давно предупреждала о подделках продукции, особенно своих старых моделей.

Согласно последнему доступному отчету Японского патентного ведомства, более 7% фирм в Японии сообщили о потерях бизнеса из-за контрафактной продукции в 2020 году, причем около трети случаев были связаны с Китаем.

Icom настоятельно рекомендует клиентам пользоваться услугами только ее официальной дистрибьюторской сети, чтобы быть уверенными в том, что они покупают подлинную продукцию.

Но в Китае есть десятки магазинов, продающих портативные рации под брендом Icom на платформах электронной коммерции, таких как Alibaba.com, Taobao, JD.com и Pinduoduo, включая в некоторых случаях модель IC-V82, согласно проверкам Reuters.

Среди трех китайских поставщиков продуктов Icom на Alibaba.com , ни один из которых не был указан в качестве официальных поставщиков на веб-сайте Icom, Guangzhou Minxing Communications Equipment Co и Chengdu Bingxin Technology Co Ltd заявили, что продают аутентичные продукты, в то время как Quanzhou Yitian Trading Co признала, что продает "подделки китайского производства" в дополнение к оригинальным продуктам.

Icom заявила, что производит всю свою продукцию на своих заводах в Японии. Компания не сразу ответила на запрос о комментариях по поводу продуктов под брендом Icom, продаваемых на китайских онлайн-сайтах.

Снятая с производства модель IC-V82 также продается во Вьетнаме на платформе электронной коммерции Shopee, что свидетельствует о широкой доступности таких продуктов.

Для компании Gold Apollo, которая лицензировала свой бренд у будапештской компании BAC, цепочка поставок превратилась в загадочный производственный процесс, который власти разных стран сейчас пытаются собрать воедино.

"Широкая доступность дешевого подержанного производственного оборудования привела к тому, что фальшивомонетчики получили все больше возможностей выходить за рамки отдельных компонентов и даже создавать полноценные продукты", - сказал Диганта Дас из Центра передовых разработок в области жизненного цикла при Университете Мэриленда, который изучает поддельную электронику.

"Я бы больше не называл это контрафакцией, это похоже на незаконное производство", - сказал Дас.

(За исключением заголовка, этот материал не был отредактирован сотрудниками NDTV и опубликован на синдицированном канале).