По мнению руководителей отрасли и аналитиков, первая забастовка Boeing за последние 16 лет может еще больше усугубить глобальную нехватку реактивных лайнеров, что приводит к росту цен на авиабилеты и вынуждает авиакомпании дольше эксплуатировать старые самолеты.
Рабочие американского авиастроительного завода на Западном побережье объявили забастовку в полночь в пятницу после того, как подавляющее большинство из них отказались от контракта, остановив производство рабочей лошадки Boeing 737 MAX.
Это первая забастовка Boeing с 2008 года, и финансовый директор Boeing Брайан Уэст предупредил, что длительная забастовка может негативно сказаться на производительности и "поставить под угрозу наше восстановление".
"Boeing является системообразующей компанией для мировой авиации", - заявил агентству Reuters в пятницу Росс О'Коннор, финансовый директор ирландской лизинговой компании Avolon.
Забастовка "может повлиять на уровень производства, что может усугубить некоторые проблемы с поставками, которые в настоящее время существуют на рынке", - сказал он после того, как Avolon объявила о приобретении крупного портфеля реактивных самолетов у Castlelake.
Авиакомпании изо всех сил пытаются расширить производственные мощности, чтобы удовлетворить растущий спрос, поскольку поставки реактивных лайнеров сокращаются из-за нехватки запчастей, проблем с набором персонала в отрасли и перегруженности ремонтных мастерских.
Аналитики предупреждают, что наиболее многообещающая часть важнейшего бизнес-цикла отрасли может завершиться до того, как авиакомпании смогут в полной мере воспользоваться преимуществами спроса.
"Пройдет значительное время, прежде чем мы сможем достичь такого баланса. Я начинаю выдвигать гипотезу о том, что ситуацию исправит не (дополнительное) предложение, а снижение спроса", - сказал Роб Моррис, глава глобального консалтингового подразделения Cirium Ascend.
Некоторые говорят, что высокие тарифы на авиабилеты, хотя и выгодные для авиакомпаний в краткосрочной перспективе, сами по себе могут ускорить этот переломный момент.
"Я считаю, что (средние тарифы) будут расти, а когда цены на билеты растут, то при прочих равных условиях уровень трафика снижается", - сказал авиационный экономист Адам Пиларски, старший вице-президент консалтинговой компании AVITAS.
В то время как Boeing прекращает производство своего самого продаваемого реактивного самолета, европейский конкурент Airbus также изо всех сил пытается достичь своих целей.
Исполнительный директор Airbus Гийом Фори на конференции Торговой палаты США на этой неделе выразил оптимизм по поводу того, что европейский производитель самолетов выполнит недавно сниженный целевой показатель в 770 поставок в этом году после предупреждения о прибыли и перебоев с поставками двигателей летом.
Но после кратковременного всплеска поставок в июле источники в отрасли задались вопросом, насколько комфортно крупнейшему в мире производителю самолетов превысить прошлогодний показатель в 735 самолетов.
Сокращение количества самолетов на складах и рекордно высокая загрузка существующих самолетов подтверждают сокращение поставок.
ВОЗРАСТ ПАРКА РАСТЕТ
На данный момент более низкий уровень производства Boeing по сравнению с Airbus может ограничить эффект от забастовки. Тем не менее, по мнению аналитиков, у авиакомпаний мало возможностей для маневра.
Поскольку у лизинговых компаний также заканчиваются свободные мощности, перевозчикам необходимо продлить полеты существующих самолетов.
На протяжении большей части последних 15 лет средний возраст парка самолетов снижался, поскольку авиакомпании и лизинговые компании использовали низкие процентные ставки для инвестирования в новые самолеты, экономящие топливо.
По данным Cirium, в 2010 году средний возраст широко используемого парка узкофюзеляжных реактивных самолетов составлял около 10,2 лет.
После снижения до 9,1 года во время пандемии, когда авиакомпании сокращали парк самолетов, этот возраст снова начал расти. Сейчас этот показатель составляет 11,3 года, "и продолжает расти", - сказал Моррис.
И это несмотря на усилия по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году, которые частично основаны на модернизации эксплуатируемых самолетов.
"Это, должно быть, означает, что мы сжигаем больше CO2, чем следовало бы, потому что используем больше старых самолетов" aircraft...so одной из проблем, которые могут возникнуть, является экологичность", - сказал Моррис.
Авиационная отрасль заявляет, что уверена в достижении цели по нулевому выбросу вредных веществ к 2050 году.
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)