Постоянное поселение людей в Антарктиде осложняется не только физическими, но и психологическими трудностями.
25 октября 1991 года я совершил свою первую поездку на американскую станцию Амундсен-Скотт на Южном полюсе. Я отчетливо помню посадку на ледяную взлетно-посадочную полосу транспортного самолета LC-130 Hercules, оснащенного лыжным оборудованием.
Выйдя из самолета, я ощутил порыв холодного воздуха, который, несмотря на то, что я жил и работал на холодной Аляске, был каким—то совершенно другим.
Температура воздуха составляла -53,6 градуса по Цельсию при ветре -75,5 градуса по Цельсию и скорости ветра 9 узлов. Физиологическая высота была эквивалентна 3370 метрам над уровнем моря.
Нас постоянно предупреждали о необходимости соблюдать осторожность по прибытии, чтобы избежать возникновения каких-либо симптомов высотной болезни, таких как отеки легких.
Это одно из самых высокогорных, сухих и холодных мест на Земле, где постоянно находятся люди.
Но жить там в качестве постоянного жителя Антарктики было бы тяжело, дорого и потенциально вредно для вашего здоровья, хотя это и является полезным аналогом того, чего мы могли бы ожидать при длительных космических полетах.
Наше прибытие также ознаменовало день открытия станции после долгой зимы, когда команда зимовщиков провела около восьми месяцев в изоляции.
Только российская станция "Восток" находится на большей высоте, дальше по полярному плато, и, следовательно, там холоднее: самая низкая температура на поверхности земли -89,2 градуса по Цельсию была зафиксирована южной зимой 1983 года.
Жизнь в таких условиях обходится дорого, и люди, задумывающиеся о смене ледового покрова, могут быть не готовы к этому — как физически, так и морально.
Эти станции должны доставлять все необходимое извне, а расходы на поддержание работы станций, питание и жилье их экипажей столь же велики, как и сама окружающая среда.
Припасы доставляются самолетом, а иногда и тракторным транспортом — или по льду, особенно на станцию Восток.
Расстояние от станции Мак-Мердо на побережье до станции Южный полюс составляет 1353 километра по воздуху и 1601 километр на тракторе.
Энергия традиционно вырабатывалась дизельными генераторами, работающими на смеси реактивного топлива AN8, подходящей для холодных температур Антарктиды.
Ежегодно на станции используется около 1,7 миллиона литров топлива, и в 2012 году было подсчитано, что стоимость топлива от начала до конца цепочки поставок составляла от 9,25 до 10,60 долларов США за литр. С тех пор стоимость, вероятно, возросла.
Топливо доставляется самолетами и выгружается с LC-130s после того, как оно доставляется танкерами на станцию Мак-Мердо.
Таким образом, Антарктида не только высокогорная, сухая и холодная, но и постоянно находиться там дорого для людей.
Хотя условия в прибрежной части Антарктики не такие экстремальные, как в центре континента, здесь по-прежнему холодно, ветрено, часто бывают штормы и крайняя изолированность от любых населенных пунктов.
Устойчивость постоянного поселения практически без поддержки извне была бы сопряжена с проблемами.
Например, проблематично выращивать продукты питания.
Теплицы потенциально могут работать, однако в течение долгих темных зим потребуется освещение для выращивания, а освещение для выращивания потребляет энергию, а энергию в виде ископаемого топлива необходимо получать извне.
Существует потенциал для использования других возобновляемых источников энергии, включая ветер и солнечную энергию.
В то время как Южный полюс является хорошим кандидатом для использования солнечной энергии в течение южного лета, поскольку там много безоблачных дней и 24 часа в сутки светит солнце, побережье Антарктиды гораздо более подвержено облачным условиям.
Ветер может быть разумной альтернативой на побережье, но экстремально низкие температуры очень сильно сказываются на оборудовании, что затрудняет обслуживание ветрогенераторов.
Первые антарктические экспедиции, такие как экспедиция Руаля Амундсена на Южный полюс, использовали ресурсы морских млекопитающих и птиц в качестве пищи во время зимовки.
Однако Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике сегодня запрещает любое посягательство на флору и фауну.
Более глубокий вопрос, возможно, заключается в том, почему кто-то хочет постоянно жить в Антарктиде.
Экипажи антарктических исследовательских станций состоят из взрослых людей - ученых и вспомогательного персонала, например механиков и электриков. Они находятся там с единственной целью научных исследований.
Смена экипажей, проходящих зимовку, происходит в основном ежегодно. Социальные и психологические исследования выявили широкий спектр психосоциальных и физиологических стрессов, с которыми сталкиваются члены экипажей, проходящих зимовку.
Например, длительные периоды изоляции и заточения могут привести к росту напряженности, тревожности, усталости и депрессии.
Исследования также показали, что на то, насколько хорошо люди адаптируются к этим условиям и обращаются за социальной поддержкой с течением времени, может влиять их культурное происхождение.
Индийцы на станции Майтри сообщили о самом высоком уровне депрессии, китайцы на станции Грейт-Уолл сообщили о самом высоком уровне растерянности, в то время как русские на станции Восток сообщили о самом высоком уровне тревоги, в отличие от американцев на станции Южный полюс, которые сообщили о самом низком уровне.
Но важно отметить важную роль групповой динамики: некоторые группы, проводящие зимовку, проявляют себя лучше, чем другие, с точки зрения групповой сплоченности, и это влияет на общий уровень депрессии, растерянности и беспокойства, испытываемых членами экипажа.
Мы можем только представить, как бы проявлялись эти психологические и физиологические стрессоры, если бы люди постоянно жили на континенте.
Я работал с коренными жителями Аляски иньюпиак на северо-западе Аляски, и их культура была специально адаптирована к изоляции и экстремальным условиям окружающей среды. Для выживания и процветания постоянных поселений в равной степени потребуется формирование адаптивной культуры и все, что с этим связано.
Антарктида изолирована, и до нее трудно добраться. Семья и друзья не могут просто сесть в самолет и посетить ее.
С другой стороны, в Антарктиде есть станции, на которых целые семьи живут, работают и ходят в школу.
И в Чили, и в Аргентине есть станции, на которых семьи проживают в небольших количествах. Эти станции расположены на Антарктическом полуострове, где условия менее экстремальны, а географически они расположены ближе как к Аргентине, так и к Чили.
Они наиболее близки к "нормальному" сообществу на континенте.
Тем не менее, станции по-прежнему нуждаются в значительной поддержке извне для снабжения, семьи по-прежнему пропускают важные жизненные события на родине, а жители периодически сменяются, так что, по сути, их пребывание там не является постоянным.
Исторически постоянные поселения существовали и в других экстремальных и изолированных районах, таких как остров Южная Георгия, британская заморская территория в южной части Атлантического океана.
Остров имеет важную историческую связь с Антарктидой.
В составе неудачной трансантарктической экспедиции Эрнеста Шекелтона он проплыл 1253 км от острова Элефант у Антарктического полуострова до острова Южная Георгия на небольшой спасательной шлюпке, чтобы спасти свою команду после того, как судно Endurance застряло во льдах и было раздавлено в море Уэдделла, к востоку от Антарктического полуострова.
Шакелтон, один из величайших исследователей Антарктики, похоронен на острове Южная Георгия.
С 1904 по 1965 год на острове было семь китобойных баз. На острове проживали рабочие и правительственные чиновники, у некоторых из них были семьи. Здесь была норвежская лютеранская церковь и метеорологическая станция.
Несмотря на изолированность, на острове более 60 лет существовала община, обслуживавшая китобойный промысел, - своего рода коммерческий городок. В конечном итоге остров был заброшен после упадка китобойного промысла.
Антарктида богата разнообразными ценными минералами и другими неиспользуемыми природными ресурсами. Добыча этих ресурсов может привести к возникновению "моногородов", что мало чем отличается от того, что произошло на острове Южная Георгия.
Экономика является мощным стимулом, и без каких-либо ограничений появление шахтерских поселений в Антарктике было бы вполне возможно.
Согласно действующим международным соглашениям, это недопустимо. 46-е консультативное совещание по Договору об Антарктике может определить, сохранится ли это в будущем.
(Первоначально опубликовано в Newsdrum на 360info)
(Этот материал не редактировался сотрудниками NDTV и был автоматически сгенерирован из синдицированной ленты).