На рабочем месте, где сроки поджимают, а ожидания высоки, стресс неизбежен, но для некоторых стресс - это всего лишь побочный продукт их профессиональной жизни, знак почета. Это явление, обычно называемое "хвастовством стрессом" или "хвастовством занятостью", связано с тем, что люди выставляют напоказ свой перегруженный график работы, демонстрируя свою преданность делу и важность. Однако недавние исследования показывают, что такое поведение может принести больше вреда, чем пользы.

Исследование, опубликованное в журнале Personnel Psychology, показало, что сотрудники, которые часто хвастаются своим уровнем стресса, воспринимаются коллегами как менее компетентные и менее симпатичные. 

Исследование, проведенное Джессикой Роделл, профессором менеджмента Университета Джорджии, было направлено на изучение последствий хвастовства на рабочем месте. Роделл и ее команда провели эксперимент с участием 360 участников, которым было предложено оценить высказывания воображаемых коллег, возвращающихся с конференции. В то время как некоторые коллеги выражали удовлетворение, другие, так называемые хвастуны, сетовали на то, что конференция добавила им и без того непомерной рабочей нагрузки.

"Мы все сталкивались с подобным поведением, и в какой-то момент все мы можем оказаться виноваты", - сказал Роделл. "Когда я задавался вопросом, почему люди так поступают, я подумал, что, возможно, мы говорим о нашем стрессе, потому что хотим доказать, что мы достаточно хороши. Мы выяснили, что это часто приводит к обратным результатам".

"Люди вредят себе, делая то, что, по их мнению, поможет им выглядеть лучше в глазах коллег", - сказал Роделл.

В ходе дальнейшего исследования команда Роделла опросила 218 реальных работников о том, как они относятся к занятым хвастунам на своих рабочих местах. Результаты были тревожными: общение с коллегами, которые часто хвастались своей занятостью, привело к повышению уровня стресса и эмоционального выгорания среди их коллег. 

Роделл объяснил, что хвастовство стрессом создает среду, в которой подавленность воспринимается как положительная черта, побуждающая других придерживаться аналогичного мировоззрения. Это не только усиливает стресс, но и может привести к самоустранению и уходу с работы.

В ходе исследования было отмечено важное различие между подлинным стрессом и перформативной тревогой. Сотрудники, которые искренне переживают стресс и выражают его, воспринимаются с большим сочувствием и даже считаются более компетентными. 

"Если вы действительно испытываете стресс, то вполне нормально найти подходящего доверенного человека, с которым можно поделиться и поговорить об этом", - посоветовал Роделл. "Но помните, что хвастаться этим не стоит - это может иметь неприятные последствия".