Проезжая мимо офисных зданий и торговых центров, люди обращают внимание на то, что беспилотные такси медленно распространяются по китайским городам, вызывая как настороженность, так и удивление.
За последние годы китайские технологические компании и автопроизводители вложили миллиарды долларов в технологии автономного вождения, стремясь догнать лидеров отрасли в Соединенных Штатах.
Теперь центральный город Ухань может похвастаться одной из крупнейших в мире сетей самоуправляемых автомобилей, где насчитывается более 500 такси, которые можно вызвать с помощью приложения так же, как и обычные поездки.
На одном из перекрестков в промышленном районе Уханя репортеры AFP увидели, как по меньшей мере пять роботакси обгоняли друг друга, двигаясь в обычном потоке транспорта.
"Это выглядит как-то волшебно, как в научно-фантастическом фильме", - рассказал AFP местный житель по фамилии Ян.
Но не все разделяют восхищение Яна.
Споры о безопасности разгорелись в апреле, когда автомобиль Aito, поддерживаемый Huawei, попал в аварию со смертельным исходом, и компания заявила, что его автоматическая тормозная система вышла из строя.
Незначительное столкновение пешехода на перекрестке с уханьским роботакси в прошлом месяце вновь вызвало опасения.
Водители такси и работники традиционных компаний, занимающихся организацией поездок, также высказывают опасения по поводу того, что их заменит искусственный интеллект, хотя эта технология еще далека от полного развития.
От пяти до 500 человек
Беспилотные такси в Ухане являются частью проекта технологического гиганта Baidu Apollo Go, который впервые получил лицензии на эксплуатацию в городе в 2022 году.
Первоначально только пять робокаров перевозили пассажиров на площади около 13 квадратных километров (пять квадратных миль) в городе с населением около 14 миллионов человек.
По словам Байду, сейчас такси работают на участке площадью 3000 квадратных километров - это более трети общей площади Уханя, включая небольшую часть центра города.
Для сравнения, лидер американской компании Waymo говорит, что самая большая территория, которую она охватывает, находится в Аризоне - 816 квадратных километров.
Когда автомобиль прибывает в пункт выдачи, водители сканируют QR-код с помощью своих телефонов, чтобы разблокировать автомобиль, при этом передние сиденья заблокированы из соображений безопасности.
В настоящее время тарифы значительно снижены: тридцатиминутная поездка на AFP стоит всего 39 юаней (5,43 доллара) по сравнению с 64 юанями в обычном такси.
"Они крадут наши миски с рисом, поэтому, конечно, нам это не нравится", - сказал уханьский таксист Дэн Хайбин агентству AFP, используя популярный китайский термин, обозначающий средства к существованию.
Дэн сказал, что он опасается, что компании, занимающиеся роботакси, вытеснят традиционных водителей из бизнеса с помощью субсидированных тарифов, а затем, как только они добьются доминирования, повысят цены - аналогично стратегии, которую использовали приложения для вызова такси в 2010-х годах.
"В настоящее время влияние не слишком велико, потому что роботакси еще не полностью популяризированы и не могут ездить везде", - сказал Дэн.
"Просто не готовы"
Парк роботакси составляет лишь малую толику от десятков тысяч такси и автосервисов в Ухане.
Тем не менее, все больше и больше городов Китая внедряют политику, направленную на продвижение услуг автономного вождения, в рамках национального стремления к технологическому превосходству.
Компания Baidu и ее конкурент в Китае Pony.ai на протяжении многих лет тестировали модели с различным уровнем автономии в промышленных парках по всей стране.
В прошлом месяце Шанхай выдал первую партию предварительных разрешений на использование автомобилей без водителя, а Пекин одобрил использование полностью автономных роботакси в пригородных районах.
В городе Чунцин на юго-западе Страны и южном технологическом центре Шэньчжэне также реализуются пилотные проекты.
По словам Тома Нанлиста, аналитика по технологической политике Trivium China, в технологическом плане еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем самоуправляемые такси станут повсеместными.
"Похоже, все считают, что автономное вождение неизбежно на данном этапе, и, честно говоря, я не уверен, что это так", - сказал он AFP.
"В настоящее время технология полностью автономного вождения просто не готова к широкомасштабному внедрению", - сказал он.
Даже в уханьских такси Apollo Go, которые могут распознавать препятствия и скрупулезно ждать на перекрестках, конечная ответственность за безопасность по-прежнему лежит на сотрудниках, контролирующих поездки удаленно.
Во время одной из поездок на автомобиле Apollo Go один из пользователей воспользовался встроенным в автомобиль сенсорным экраном, чтобы напомнить журналистам AFP о необходимости пристегнуться ремнями безопасности.
"Сотрудники службы безопасности обеспечивают надежную безопасность вашей поездки с помощью технологии удаленной помощи 5G", - сообщается пользователям в приложении Apollo Go.
Роботы-такси также далеки от того, чтобы имитировать человеческий облик.
"Некоторые клиенты имеют ограниченные возможности, и (автомобили без водителя) определенно не смогли бы им помочь, а некоторые пассажиры перевозят крупногабаритные вещи", - сказал агентству AFP водитель такси Чжао.
"Только человек может помочь".
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)