Latest and Breaking News on NDTV

Последние данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) показывают, что ядерные державы мира продолжают наращивать инвестиции в укрепление своих арсеналов. В то время как общее количество боеголовок по всему миру сокращается, количество действующих ядерных боеголовок растет. Разумеется, на долю США и России приходится подавляющее большинство ядерных боеголовок.

Однако, как сообщается, именно Китай расширяет свой ядерный арсенал "быстрее, чем любая другая страна". По оценкам исследователей SIPRI, по состоянию на январь 2024 года китайский арсенал составлял около 500 боеголовок. По оценкам Министерства обороны США, к 2030 году у Китая, вероятно, будет более 1000 боеголовок, находящихся в рабочем состоянии. Что еще более важно, в отчете SIPRI утверждается, что впервые Китай, как полагают, привел некоторые боеголовки в состояние повышенной боевой готовности. Кроме того, за последние несколько лет появляется все больше сообщений об усилиях Китая по увеличению числа своих наземных, морских и воздушных платформ доставки и инфраструктуры, таких как шахты для межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

"Гарантированный ответный удар"

Ядерная стратегия Китая сосредоточена на сдерживании посредством "гарантированного возмездия", то есть способности пережить первоначальную атаку и нанести ответные ядерные удары, которые нанесут агрессору неприемлемый ущерб. Более того, как и Индия, Китай давно придерживается политики неприменения оружия первым. Несмотря на это, как подробно описано выше, Пекин предпринимает постоянные усилия по расширению и модернизации своих ядерных сил. Чтобы понять, почему это происходит, важно учитывать три фактора.

Читайте также | Пояснение: У Индии больше ядерного оружия, чем у Пакистана, но Китай опережает их

Во-первых, китайские оценки ситуации в области международной безопасности, в частности политики США, за последнее десятилетие претерпели огромные изменения. В "Белой книге по обороне" Китая за 2019 год содержалась критика корректировок американской стратегии национальной безопасности и обороны, а также предупреждение о гонке вооружений. С тех пор китайско-американские отношения только ухудшились. Пекин все больше убеждается, что США придерживаются стратегии сдерживания. Частью этого подхода является укрепление американского военного превосходства в обычных вооружениях при одновременной модернизации стратегических сил. Особую обеспокоенность вызывают рассуждения Американцев о "маломощном" или тактическом ядерном оружии. Китайские аналитики утверждают, что политика США, по-видимому, направлена на снижение порога применения ядерного оружия. Более того, Пекин, по-видимому, обеспокоен тем, что американские средства противоракетной обороны и новые обычные системы, наряду с усовершенствованиями в области кибербезопасности и радиоэлектронной борьбы, могут подорвать возможности Китая по нанесению ответного удара.

"Поддерживать готовность"

Таким образом, в "Белой книге по обороне" за 2019 год содержится призыв к Народно-освободительной армии Китая (НОАК) "поддерживать надлежащий уровень боеготовности и укреплять потенциал стратегического сдерживания". Впоследствии, в марте 2021 года, Си Цзиньпин дал указание военным "ускорить создание передовых средств стратегического сдерживания". Наконец, в своем докладе о работе на 20-м партийном съезде Си Цзиньпин пообещал создать "сильную систему стратегического сдерживания" и увеличить "долю вооруженных сил в новых областях, обладающих новыми боевыми возможностями". Это особенно важно, учитывая возросшую напряженность вокруг Тайваня. Модернизированные китайские ядерные силы потенциально предоставляют Пекину больше возможностей для маневра в случае конфликта в Тайваньском проливе.

Читайте также | Китай увеличивает Оборонный бюджет на 7,2% На фоне роста напряженности в регионе

Во-вторых, согласно "Белой книге по обороне" за 2019 год, одной из целей укрепления потенциала стратегического сдерживания является "поддержание международной стратегической стабильности". Это, конечно, значительно расширяет цели оборонной политики Китая, переходя от простого обеспечения национального суверенитета и безопасности. Это также свидетельствует о том, что Пекин рассматривает как необходимые инструменты силы, которыми должны обладать великие державы. Другими словами, в китайской программе ядерной модернизации есть элемент стремления к статусу. Например, в начале своего правления, в декабре 2012 года, Си Цзиньпин назвал Второй артиллерийский корпус, который позже был преобразован в ракетные войска НОАК, "стратегической опорой статуса великой державы Китая". Это не означает, что Пекин стремится к ядерному паритету с США или Россией. Скорее, это означает, что ядерная энергетика рассматривается как инструмент силы, который необходимо развивать для достижения политического равенства между крупными державами.

Переговоры между США и Китаем зашли в тупик

Это согласуется с третьим и последним пунктом, то есть с наращиванием переговорной мощи и установлением глобальных правил. После чрезвычайно долгого перерыва Китай и США возобновили официальный ядерный диалог в ноябре прошлого года. Обе стороны охарактеризовали диалог как "откровенный" и "углубленный", но существенных результатов он не принес. Американская сторона потребовала от Китая большей "прозрачности" и "предметного взаимодействия", в то время как Пекин подчеркнул важность "взаимного уважения" и необходимость придерживаться "видения общей, всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве и устойчивой безопасности". С тех пор переговоры по существу не продвинулись, хотя в марте состоялся первый за пять лет диалог по второму направлению между двумя сторонами. Китай, тем временем, обратился с призывом к государствам, обладающим ядерным оружием, провести переговоры по договору о неприменении оружия первыми или политической декларации. Пекин понимает, что формирование новых правил может осуществляться только с позиции силы.

Поэтому, с точки зрения Индии, важно не рассматривать модернизацию ядерных сил Китая просто через призму паритета и асимметрии. Существуют более широкие проблемы, такие как конфликты между великими державами, ведущие к обмену ядерными ударами, которые необходимо принимать во внимание. Некоторые из этих проблем, такие как угроза усиления распространения и поддержка Пакистана, вызывают более глубокую озабоченность. В то же время другие инициативы, такие как призыв к заключению договора о неприменении оружия первым, могут предоставить возможности для достижения общих целей.

(Манодж Кевалрамани - руководитель программы индо-тихоокеанских исследований в Институте Такшашила).

Отказ от ответственности: Это личное мнение автора