Это еще не оттепель, но, безусловно, есть признаки некоторого потепления в индийско-китайских отношениях. В последнее время наблюдается активизация диалога по урегулированию нерешенных вопросов в двух точках соприкосновения в Восточном Ладакхе. В то же время в Индии возобновились дебаты по поводу экономического взаимодействия с Китаем.
В июле состоялись две встречи между министром иностранных дел Индии С. Джайшанкаром и высокопоставленным китайским дипломатом Ван И. Первая из них свидетельствовала о смягчении тона Пекина. Воздержавшись от замечаний о том, чтобы поставить пограничный вопрос в "надлежащее положение", Ван призвал "должным образом урегулировать и контролировать ситуацию в приграничных районах, активно возобновляя нормальные обмены". После второго заявления в китайском заявлении говорилось о необходимости "добиваться нового прогресса в консультациях по пограничным вопросам". С тех пор в течение месяца состоялось два заседания Рабочего механизма консультаций и координации по пограничным вопросам Индии и Китая. Последнее из них состоялось на прошлой неделе.
"Договорились начать все с чистого листа"
Китайские данные после беседы были скорее положительными. В нем говорилось, что обе стороны "согласились работать вместе, чтобы как можно скорее начать новую жизнь в пограничной ситуации". Далее в нем добавлено: "Обе стороны обменялись углубленными мнениями по актуальным вопросам в приграничных районах, еще больше сузили разногласия, расширили консенсус и договорились укреплять диалог и консультации, учитывать законные озабоченности друг друга и как можно скорее прийти к взаимоприемлемому решению".
Сообщение Индии было гораздо более сдержанным. В нем говорилось, что "обе стороны провели откровенный, конструктивный и нацеленный на перспективу обмен мнениями о ситуации вдоль линии фактического контроля (ЛКК), чтобы уменьшить разногласия и найти скорейшее решение нерешенных вопросов". Влияние этих встреч на реальное решение проблем в Депсанге и Демчоке еще предстоит выяснить.
Вопрос о китайских инвестициях
Между тем, экономический обзор, опубликованный перед утверждением бюджета нового правительства NDA в июле, показал, что Индия может стать более открытой для китайских инвестиций в будущем. Инвестиции из Китая стали объектом пристального внимания правительства после публикации пресс-релиза Note 3 в апреле 2020 года. Это уведомление было расценено как попытка правительства направить китайский капитал в желаемые области. Однако противостояние в Ладакхе и последующее убийство индийских солдат во время столкновений в долине Галван в июне 2020 года охладили интерес к китайским инвестициям. Сейчас ситуация, похоже, меняется.
Ранее в этом году сообщалось, что с апреля 2020 года правительство Индии одобрило 124 инвестиционных предложения из соседних стран и отклонило 201. Сообщается, что около 200 предложений находятся на рассмотрении правительства. Большое количество этих предложений поступило из Китая. Хотя проверка, предусмотренная в примечании для прессы № 3, остается активной, наблюдается некоторое ослабление.
Сделка MG Motor-JSW
Например, в марте было окончательно закрыто давно обсуждавшееся совместное предприятие между MG Motor India и JSW Group. Это привело к тому, что китайский автогигант SAIC Motor отказался от 51% акций.
Впоследствии, в мае, появились сообщения о том, что правительство начало согласовывать китайские инвестиционные предложения с индийскими фирмами в индивидуальном порядке. В июле сообщалось, что правительство уведомило производителей электроники и автомобилей о планах по созданию межведомственной комиссии для ускорения процесса утверждения инвестиционных предложений китайских фирм в индийских компаниях. Оценка потребует, чтобы предложения соответствовали определенным условиям, таким как важность инвестиций и технологий для улучшения местной производственной цепочки поставок, исключение граждан Китая из состава руководства и совета директоров фирмы-объекта инвестиций и индийской компании, владеющей контрольным пакетом акций в любом совместном предприятии.
В то же время в сообщениях указывалось, что индийское правительство намерено ускорить выдачу виз китайским техникам и инженерам, учитывая, что задержки наносят ущерб индийской промышленности. Затем, в конце августа, The Economic Times сообщила, что межведомственная комиссия одобрила пять-шесть инвестиционных предложений с участием китайских компаний в секторе производства электроники.
Хороший подход, но не без опасностей
Быть открытым для китайского капитала и талантов, особенно для тех, которые помогают развитию производственного сектора Индии и углубляют связи с глобальными производственно-сбытовыми цепочками, - это прагматичный и разумный подход. На самом деле, это отвечает более широким стратегическим интересам Индии. Это не означает, что нет никакой необходимости в тщательной проверке. Министр иностранных дел прав, утверждая, как он это сделал на публичном форуме на прошлой неделе, что, учитывая нынешний геополитический сценарий и особые проблемы Индии в отношениях с Китаем, "здравый смысл подсказывает, что инвестиции из Китая должны быть тщательно изучены". Однако это не должно быть разовым процессом. Крайне важно создать новый механизм проверки инвестиций с четкими руководящими принципами, условиями и сроками. Это повысит предсказуемость для отрасли и обеспечит адекватный демократический надзор. Такой процесс также должен включать в себя определение узкого круга подотраслей, которые являются критически важными с точки зрения национальной безопасности и, следовательно, отделены от китайских организаций. Этот список может динамично расширяться после периодических обзоров.
Тем не менее, с точки зрения индийской промышленности, сотрудничество с китайскими предприятиями и зависимость от китайского капитала, вероятно, всегда будут оставаться рискованным предприятием. Политика и безопасность всегда были на первом месте в отношениях между Индией и Китаем. События, произошедшие за последние семь лет после конфликта в Докламе, только укрепили эту тенденцию. Кроме того, учитывая структурные разногласия между двумя сторонами, нестабильность, вероятно, останется характерной чертой индийско-китайских отношений. Таким образом, риски для промышленности, скорее всего, всегда будут оставаться высокими.
Индия должна знать, чего она хочет
Наконец, в то время как мы переживаем период политической нестабильности, политической элите Индии и сообществу, занимающемуся стратегическими вопросами, крайне важно обдумать, чего мы хотим в наших отношениях с Китаем. Многие говорили о необходимости нового образа жизни. Но каковы контуры этого нового, желаемого положения дел, к которому мы хотим прийти? И что нужно сделать Индии, чтобы достичь этого? Это вопросы, которые требуют более глубокого, но неотложного осмысления, чтобы политика проводилась целенаправленно и прагматично, а не была реактивной.
(Манодж Кевалрамани - председатель программы индо-тихоокеанских исследований в Институте Такшашила).
Отказ от ответственности: Это личное мнение автора