Временное правительство во главе с нобелевским лауреатом Мухаммедом Юнусом взяло на себя управление раздробленным Бангладешем после встречи президента Мохаммеда Шахабуддина, военных лидеров и студенческих активистов. Пообещав "соблюдать, поддерживать и защищать конституцию", Юнус призвал к восстановлению законности и порядка, поскольку его правительство сталкивается с реальностью отмирания государственного аппарата. Шейх Хасина ушла, но настоящие проблемы начинаются сейчас. Народ Бангладеш сталкивается с новой реальностью. У него появилось новое чувство оптимизма, но оно связано с глубоким расколом в обществе и политике.
От уверенности к сомнениям
Премьер-министр Нарендра Моди уже передал свои наилучшие пожелания профессору Мухаммаду Юнусу в связи с его новой должностью и выразил надежду на скорейшее возвращение к нормальной жизни, подчеркнув важность обеспечения безопасности и защиты индуистов и всех общин меньшинств. Индия сталкивается с множеством проблем, поскольку Hasina, ее давнему партнеру, пришлось с позором уйти. Уверенность последних 15 лет уступила место ощущению неизвестности. Нью-Дели инвестировал в свое партнерство с Даккой, будучи уверенным в том, что программа "Хасина диспенсейшн" не подведет его. В результате последовавшее за этим двустороннее партнерство не только позволило решить некоторые из наиболее сложных задач, но и стало якорем в более широком Бенгальском заливе.
Однако тенденция Хасины к централизации процесса принятия решений и маргинализации оппозиции смогла ограничить эволюцию Бангладеш в зрелую демократию. По мере того, как Хасина склонялась к авторитаризму, возможности Нью-Дели становились все более ограниченными. Теперь Индия должна убедиться, что ей удастся наладить связи с новым руководством в Дакке.
Налаживание новых отношений
После четкого заявления о том, что Индия поддержит своих союзников, вызволив Хасину из Бангладеш, следующим шагом будет привлечение новых политических заинтересованных сторон в Бангладеш. Это необходимо не только для обеспечения долгосрочной стабильности отношений между Дели и Даккой, но и для решения неотложных задач по защите меньшинств в Бангладеш и стабилизации крайне нестабильной пограничной обстановки.
Индия разделяет с Бангладеш сухопутную границу протяженностью 4096 км. Эта граница проходит по штатам Западная Бенгалия, Ассам, Мегхалая, Трипура и Мизорам, районам, которые когда-то часто посещались повстанческими группировками. Однако под руководством Хасины ситуация на границе оставалась относительно спокойной, поскольку этим группам не удалось найти убежище в Бангладеш. Уже поступают сообщения о волнениях, и Нью-Дели попросил свои пограничные службы быть в состоянии повышенной готовности. Индия сталкивается с серьезными проблемами на своих границах с Пакистаном и Китаем, а новая реальность, сложившаяся в Бангладеш, не сулит ничего хорошего для национальной безопасности.
Экстремизм по-прежнему вызывает беспокойство
Рост исламистского экстремизма в Бангладеш - еще одна проблема, за которой Нью-Дели будет внимательно следить. До Хасины различные экстремистские группировки процветали под патронажем правительства Бангладешской националистической партии (БНП). Многие из этих групп, такие как "Группа Ансаруллы Бангла", "Хизб ут-Тахрир" и "Джамаат уль-Муджахидин Бангладеш" (JMB), были связаны с различными террористическими группировками, базирующимися в Пакистане, а также с межведомственной разведкой (ISI). Нынешняя ситуация в Бангладеш открывает новые возможности для восстановления этих связей. "Джамаат-и-Ислами" широко рассматривается как главный зачинщик недавних беспорядков, в результате которых была свергнута Хасина. Правительство Хасины запретило ее в 2013 году, но сегодня она вновь превратилась в крупную политическую силу.
Систематическое преследование индусов также представляет угрозу для индийско-бангладешских связей, поскольку это настроит Нью-Дели против любого взаимодействия с Даккой. Внутренней политике обеих стран придется по-взрослому относиться к быстро ухудшающемуся восприятию друг друга.
Поддержание баланса между другими соседями
В последние годы два южноазиатских соседа были сосредоточены на расширении торговли и связей, чтобы превратить Бенгальский залив в центр региональной экономики. Политическое доверие является важнейшей переменной в формировании современных экономических партнерств. Если новое правительство в Дакке не сможет завоевать доверие в Дели, возродить старую парадигму двустороннего экономического взаимодействия будет невозможно. Это было бы потерей для Индии, поскольку ее способность сделать свой северо-восточный регион экономически динамичным зависит от прочных экономических связей Индии и Бангладеш. Но это также стало бы потерей для Бангладеш, которая эффективно использовала двух своих региональных экономических партнеров - Индию и Китай - для укрепления своего экономического потенциала.
Нью-Дели также опасался бы, что Пакистан и Китай попытаются порыбачить в неспокойных водах Бенгальского залива. Географическая логика подсказывает, что и Дели, и Дакке придется взаимодействовать друг с другом, чтобы реализовать свои устремления. Легко забыть, сколько отчаяния было в отношениях Индии и Бангладеш до прихода Хасины к власти. Но в то время, когда Индия считает себя ведущей мировой державой, она не может позволить себе игнорировать вызовы, исходящие от ее самого важного партнера в Южной Азии.
(Харш В. Пант - вице-президент ORF по исследованиям)
Отказ от ответственности: Это личное мнение автора