"В моем начале - мой конец".
В мире нет такой ситуации, которую нельзя было бы объяснить с помощью поэзии вообще, и поэзии Т.С. Элиота в частности. Шейх Хасина, один из самых продолжительных руководителей правительства в мире, покинула свой пост после месяца кровопролития в Бангладеш. Ее жизнь, похоже, возвращается на круги своя - бывший премьер-министр искала убежища в Индии и, вероятно, приедет в Дели.
Начало положено. Униженный западнопакистанским истеблишментом, несмотря на убедительную победу на парламентских выборах 1970 года, шейх Муджибур Рехман - отец Хасины - призвал к независимости, и после года кровопролития возникла Бангладеш. Муджиб был убит, и на свет появилась ужасная красавица.
Независимость - это ужасная вещь.
Независимость - это нечто прекрасное. Она также ужасна. Она редко возникает в отсутствие насилия. Это в большей степени относится к Южной Азии, чем к какой-либо другой части мира, или, по крайней мере, так кажется, учитывая цифры. В представлении индийской общественности 1971 год - это время, когда Мукти Бахини и индийские вооруженные силы объединили свои усилия в создании Бангладеш. Речь идет об Индире Ганди и Сэме Манекшоу. После того, как Яхья Хан отменил созыв Национальной ассамблеи Пакистана 1 марта 1971 года, более 300 этнических бихари были убиты сторонниками Муджиба еще до того, как последний объявил мобилизацию. В течение месяца пакистанские власти начали операцию "Прожектор" по уничтожению сторонников Народной лиги в Восточном Пакистане. Это преподносилось как законная государственная акция по пресечению заговора и беспорядков.
Этот быстрый расчет важен для понимания того, что даже самые благородные политические цели берут свое начало в сомнительных действиях и их мотивах. Они часто имеют кровавое наследие. Хасина и некоторые члены ее семьи были спасены в 1975 году индийскими войсками после того, как бывшие соотечественники и товарищи Муджиба выступили против него. Муджиб был убит в своем доме 15 августа 1975 года вместе с шестью ближайшими родственниками, включая жену, брата и сыновей. Это была все та же старая история о том, как Брут заколол Цезаря; Данмонди, 32, стал новой Большой Арджентиной.
Когда-то провозглашенный мессией, Муджиб столкнулся с критикой по нескольким пунктам: коррупция, кумовство, неумелое управление во время голода 1974 года, фаворитизм и т.д. Его обвинили в том, что он превратился в того, против кого когда-то выступал, - в диктатора. Такова была история Хасины и ее наследие. Шейх Хасина, в очередной раз бежавшая из Бангладеш в поисках безопасности, возможно, напоминает об этом.
Это никогда не было легким делом
С самого начала своего существования Бангладеш был свидетелем ожесточенных столкновений между правящей Народной лигой и оппозиционной националистической партией Бангладеш во время выборов. Опасения по поводу способности Бангладеш провести свободные и справедливые выборы серьезно повлияли на избирательные процессы. Число столкновений между сторонниками двух партий в преддверии выборов 2024 года увеличилось более чем в три раза по сравнению с выборами 2018 года. Четвертый срок Хасины подряд ни в коем случае не обещал быть легким. Как и ожидалось, результаты были оспорены Национальной демократической партией и другими оппозиционными партиями. Она отреагировала на обвинения как любой проницательный политик. Студенческие протесты против квот на государственные должности оказались ее ахиллесовой пятой. Южная Азия в целом довольно снисходительна к политикам и режимам. Но только до определенной степени. Пока считается, что правительства воюют только со своими политическими и идеологическими противниками, избирателям может быть все равно. Когда атака достигает их порога, люди восстают. Возможно, им не всегда удается свергнуть режим, но они дают о себе знать.
Таким образом, гражданские беспорядки в Бангладеш - это результат исторической политической вражды между двумя крупнейшими партиями, постоянного стремления военных к власти, борьбы с должностными полномочиями и искреннего беспокойства по поводу ухудшения основанной на широком участии демократии в стране. К этому добавляется любопытный пример секуляристского авторитаризма. Так называемая "бангладешская модель" приветствуется правящими кругами Индии, светской республики, и осуждается Пакистаном. Но были некоторые искренние опасения по поводу того, что Народная лига использует секуляризм в качестве визитной карточки для подавления всех форм инакомыслия. Постисламизм, предложенный партией Хасины, остается для Бангладеш "Святым Граалем": вечно ускользающий, всегда используемый для мобилизации масс, но так и не реализованный.
Момент Дежавю
Семья шейхов теперь увидела и прочувствовала все это со всех возможных точек зрения. Они были и угнетенными, и угнетательницей. Охотницей и объектом охоты.
Для Бангладеш это момент дежавю. И это одновременно и дежавю, и момент расплаты для Индии. Жестокие и кровавые смены режима неизбежны, когда разум и сближение терпят неудачу. Новый порядок не всегда может соответствовать ожиданиям; он может быть даже хуже. Но желание свергнуть дисфункциональный, кажущийся или реальный, порядок - это всепоглощающая страсть.
Закончу это стихом Элиота:
"Последовательно Дома поднимаются и падают, рушатся, расширяются, Удаляются, уничтожаются, восстанавливаются или устанавливаются на свое место Это открытое поле, или фабрика, или объездная дорога. Старый камень превращается в новое здание, старый лес - в новые пожары, старые пожары превращаются в пепел, а пепел - в землю Который уже состоит из плоти, шерсти и фекалий, костей человека и животного, кукурузных стеблей и листьев".
(Ништха Гаутам - писатель и ученый из Дели).
Отказ от ответственности: Это личное мнение автора