В скромном доме на тунисском острове Джерба Саид аль-Баруни приступил к выполнению миссии по сохранению малоизвестного наследия своей мусульманской общины, используя технологии и искусственный интеллект для сохранения старинных религиозных рукописей.

74-летний библиотекарь и представитель исламского течения ибадизм в 1960-х годах возглавил библиотеку своей семьи, в которой работало шесть поколений, и с тех пор борется со временем, чтобы сохранить все рукописи ибади, которые ему удается найти.

"Посмотрите, что влажность на Джербе сделала с этим", - сказал он, держа в руке в перчатке потускневший лист бумаги в помещении с климат-контролем.

Сегодня в библиотеке хранится более 1600 древних текстов ибади и книг на различные темы, включая астрологию и медицину, датируемых 1357 годом.

Но Баруни все еще стремится собрать как можно больше литературы, которая на протяжении веков была разбросана по семьям после того, как они смирились с необходимостью исповедовать свою веру в тайне.

После разногласий по поводу престолонаследия, последовавших за смертью пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры, ибадиты стали считаться хариджитами - ранней ветвью ислама, приверженцы которой были объявлены еретиками.

Они бежали в отдаленные районы современного Омана, где сегодня проживает большинство ибади, а также в Ливию, Тунис и Алжир.

В Северной Африке они основали столицу в Тихерте, сегодняшнем алжирском городе Тиарет, но их вновь обретенный мир был недолгим, когда в 10 веке шиитская династия Фатимидов распространилась по региону и вытеснила ибадитов из их главных городских центров.

 "Невидимость" 

"Чтобы сохранить свое существование, ибадиты укрывались на острове Джерба, в пустыне Алжира или в труднодоступных горах Нафуса в Ливии", - сказал AFP Зоаир Тиглет, автор и эксперт по ибадизму.

Он добавил, что у них было два варианта: "вступить в бесконечную войну и исчезнуть, как другие меньшинства, или принять статус невидимки и использовать его для культурного возрождения".

Сегодня большинство их рукописей хранятся в семейных библиотеках, - сказал Баруни.

"У всех семей на Джербе есть библиотеки, но многие рукописи были проданы или обменены между разными людьми".

В небольшом помещении для хранения книг, где хранятся потрепанные книги, стоят стопки книг, а вокруг гудят генераторы озона, которые помогают уменьшить износ бумаги, предотвращая появление вредных организмов, таких как плесень.

Рукописи очищаются от пыли и сканируются для получения цифровых копий, что, по мнению Баруни, является "единственным на сегодняшний день решением" для сохранения старых текстов.

Поскольку староарабская скоропись является сложной задачей для современных читателей, Баруни также начал использовать Zinki, программное обеспечение с искусственным интеллектом, способное читать и упрощать древние письмена.

Для Фераса Бен Абида, тунисского инженера-программиста из Лондона, основавшего Zinki, этот инструмент открывает доступ к множеству рукописей, которые обычный читатель не смог бы расшифровать.

Это также способ "изменить неправильные представления, которые у некоторых были по определенным темам", таким как наследие Ибади.

 "Против тиранов" 

Ибадизм исторически вызывал гнев как суннитских, так и шиитских правителей, таких как династии Омейядов и Фатимидов соответственно, придерживаясь идеи, что любой мусульманин, независимо от происхождения, может стать следующим лидером после смерти пророка.

"Они называют нас хариджитами, как будто мы выступаем против религии", - сказал аль-Баруни. "Но нет, мы были против тиранов".

По словам Тиглета, ибадиты, позиционирующие себя как "исламские демократы", традиционно поручают совету старейшин курировать социальные и политические вопросы общины "с целью сохранения ибадитского общества".

Этой системе был положен конец при французском протекторате Тунис.

Жители современного Туниса нашли убежище на острове Джерба - приюте для меньшинств, который в прошлом году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО за уникальную структуру расселения.

Курортный остров также является домом для группы христиан-католиков и одной из крупнейших еврейских общин региона за пределами Израиля, насчитывающей более 1500 верующих.

По словам Тиглета, ибадийцы, обосновавшиеся на своем средиземноморском острове, начали новую и спокойную жизнь, внося свой вклад в современный культурный калейдоскоп и составляя две трети его населения.

Ибади "выдвинул особую градостроительную теорию, которая стала одной из причин, по которой остров был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО", - добавил эксперт.

Они придерживались непритязательного и скромного образа жизни, что часто отражалось в их архитектуре: белоснежные, невзрачные мечети, небольшие минареты и отсутствие окон, выходящих наружу.

Некоторые из их мечетей были построены под землей, "как из соображений безопасности, так и из символических соображений", в то время как другие храмы расположены на берегу острова, чтобы оставаться начеку в случае появления вражеских кораблей.

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)