Как стало известно в воскресенье, экстремальная турбулентность на рейсе SQ321 авиакомпании Singapore Airlines (SIA), в результате которой один пассажир скончался от подозрения на сердечный приступ и десятки получили ранения, нанесла психологические травмы тем, кто выжил.

Один пассажир, описав это испытание как "довольно страшное", заявил, что, возможно, какое-то время не сможет летать. Другой сказал, что его вырвало после того, как он проснулся на полу самолета после турбулентности, от криков людей и вида крови, сообщает газета Straits Times.

Самолет, вылетевший 21 мая из лондонского аэропорта Хитроу в Сингапур, в течение 62 секунд испытывал сильную турбулентность над водоемом Иравади примерно через 10 часов после вылета. Затем он был перенаправлен в аэропорт Суварнабхуми в Таиланде для экстренной посадки.

Пилот направил самолет, на борту которого находились 211 пассажиров и 18 членов экипажа, в аэропорт Бангкока Суварнабхуми после объявления о неотложной медицинской помощи, а затем совершил вынужденную посадку в 15:45.

Специалист по психическому здоровью Аманда О, основательница Budding Space, сказала, что травмирующий опыт может затруднить человеку понимание или обработку ситуации, во многом напоминая "расстройство желудка".

"Такой уникальный опыт, через который пришлось пройти пассажирам, стал бы потрясением для любого", - цитирует газета слова доктора Оу. Это может вызвать психологическую боль и физиологические расстройства.

У тех, кто находился на борту самолета, могли возникнуть проблемы с психическим здоровьем, включая острое стрессовое расстройство (РАС), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и тревожные расстройства.

Среди пассажиров самолета SQ321 был 41 гражданин Сингапура, остальные 170 - из таких стран, как Австралия, Индия, Малайзия, Новая Зеландия и Великобритания.

Погибший пассажир был опознан как 73-летний британец Джефф Китчен. Согласно сообщениям британских СМИ, на момент смерти он был пенсионером, работавшим страховщиком, и директором музыкального театра.

Согласно последним данным, поступившим в воскресенье из больницы Самитивей Сринакарин, в трех больницах Бангкока остается в общей сложности 41 пассажир.

Доктор Аннабель Чоу (Annabelle Chow), главный клинический психолог Annabelle Psychology, сказала, что в течение месяца после инцидента у пострадавших может наблюдаться РАС, которое включает в себя такие симптомы, как повторяющиеся и непроизвольные воспоминания, изменения аппетита и сна, а также провалы в памяти.

Однако у них может быть диагностирован посттравматический стресс, если симптомы сохраняются в течение более одного месяца. Известно, что ПТСР влияет на социальное функционирование человека и его физическое благополучие, говорит доктор Чоу.

У человека также может развиться тревожное расстройство, и он может испытывать приступы паники и физиологические реакции, такие как учащенное сердцебиение, потливость и тошнота.

Доктор О отметил, что инцидент также мог стать "опосредованной травмой" для близких тех, кто находился на борту SQ321, у которых могли развиться аналогичные реакции, несмотря на то, что они не были в самолете.

Однако она заверила, что при адекватной поддержке "воздействие травмы на мозг обратимо".

По словам доктора О, чтобы повысить ощущение безопасности, пассажирам следует вести здоровый образ жизни и принимать участие в мероприятиях, связанных с двусторонней стимуляцией, таких как ходьба и плавание, которые помогут мозгу лучше пережить травматический опыт.

Члены семьи также могут сыграть свою роль, проявив любезность в течение этого периода времени.

"Например, если (травмированные люди) хотят поплакать или поговорить об этом, позвольте им это сделать. Позвольте им самим выбрать способ пережить горе и пережить этот опыт так, как им удобно, вместо того, чтобы торопить их в этом путешествии", - сказал доктор О, подчеркнув, что чувство автономии и контроля улучшит их ощущение безопасности.

Доктор Томас Ли, медицинский директор клиники Resilienz, рекомендовал десенсибилизацию и переработку движений глаз (EMDR) - популярный метод в травматологической терапии.

Он сказал, что лечение, проводимое квалифицированным специалистом, может помочь уменьшить воздействие травматических воспоминаний.

Согласно отчету Singapore Daily, по сравнению с пассажирами, бортпроводники могут испытывать более серьезные последствия для своего психического здоровья.

"Вы можете подумать, что они привыкли к турбулентности, но это тяжелый случай", - сказал доктор Ли, добавив, что было бы неплохо, если бы бортпроводники получили консультации по раннему вмешательству.

Все три эксперта, хотя и надеялись, что выздоровление возможно, согласились с тем, что продолжительность будет зависеть от конкретного человека.

Основываясь на своем опыте, доктор Ли сказал, что выздоровление может занять месяцы или даже годы.

По словам доктора Чоу, степень стресса, испытываемого человеком во время полета, определяется такими факторами, как то, был ли он задет каким-либо предметом во время турбулентности, и также влияет на время восстановления.

Восстановление также может затянуться, если у пациента есть другие неразрешенные травмы, отметил доктор О.

Если у человека в прошлом были неразрешенные травмы, такие как жестокое обращение, то опыт SQ321 может спровоцировать другие неразрешенные травмы, добавила она.

"Скорее всего, потребуется больше времени на восстановление просто потому, что будут выявлены все другие неразрешенные травмы", - сказала доктор О.

Однако она подчеркнула, что повышение чувства безопасности в конечном итоге было бы полезно для тех, кто прямо или косвенно пострадал от турбулентности на рейсе SQ321.

Между тем, пострадавший в результате турбулентности самолет авиакомпании SIA вернулся в Сингапур в воскресенье после получения разрешения на вылет из Бангкока.

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)