Новое исследование, опубликованное в журнале Biological Psychology, предполагает, что младенцы, даже в возрасте от 6 до 8 месяцев, уже имеют представление о последствиях зрительного контакта, в том числе с такими роботами, как роботы с человеческими чертами лица.

В то время как большинство исследований было сосредоточено на том, как младенцы взаимодействуют с людьми, все более широкое использование роботов в уходе за детьми и образовании поднимает вопросы о том, как младенцы воспринимают эти машины. Исследование подчеркивает растущую важность понимания того, как младенцы взаимодействуют с технологиями.

Авторы отчета утверждают, что, подобно реакции младенцев на взаимодействие с человеком, младенцы реагируют на пристальный взгляд роботов, а это означает, что младенцы осознают социальную значимость пристального взгляда и могут расшифровывать такое значимое поведение, исходящее от других поставщиков услуг.

Поэтому необходимо продолжить изучение роли, которую роботы могут играть в ранней социализации, но необходимы дальнейшие исследования долгосрочных последствий взаимодействия младенцев с этой технологией.

"Человекоподобные роботы становятся все более распространенными в социальной среде, и внезапно ожидается, что люди будут вступать в социальные взаимодействия с этими искусственными агентами. Нас интересует, как человеческий мозг понимает "социальность" искусственных роботов-гуманоидов", - говорит автор исследования Самули Линнунсало, докторант Университета Тампере и сотрудник Лаборатории обработки информации о человеке.

"Мы считаем, что для полного изучения инстинктивной интерпретации людьми социальности человекоподобных роботов необходимо использовать физиологические методы для изучения их реакций на невербальные социальные сигналы роботов, такие как зрительный контакт. Обнаружив первоначальные доказательства того, что психофизиологические реакции взрослых людей на зрительный контакт с гуманоидным роботом схожи с их реакциями на зрительный контакт с человеком, мы попытались выяснить, реагируют ли маленькие дети аналогично на взгляд гуманоидного робота и человека. Это было особенно интересно для нас, потому что младенцы не знают о назначении человекоподобных роботов как партнеров по социальному взаимодействию и не понимают, что люди должны относиться к человекоподобным роботам как к социальным агентам".

Согласно пресс-релизу, в исследовании приняли участие 114 младенцев в возрасте от 6 до 8 месяцев. Исследователи пригласили младенцев в лабораторию, где они подверглись воздействию трех различных типов раздражителей: человека, гуманоидного робота по имени Нао и нечеловеческого объекта, в данном случае вазы. Исследователи использовали живые стимулы, а не видео или изображения, чтобы сделать опыт более реалистичным для младенцев.

Каждая из моделей человека и робота была представлена младенцу, который либо смотрел прямо на них (прямой взгляд), либо отводил глаза (отводимый взгляд). Чтобы заинтересовать детей, исследователи использовали тщательно контролируемую среду с интерактивным представлением как человека, так и робота. Робот представлялся, имитируя естественные социальные жесты, такие как кивки и движения рук, в то время как ваза служила неинтерактивным объектом управления.