В субботу самолеты постепенно возобновили полеты после того, как мировые авиакомпании, банки и СМИ были потрясены одним из крупнейших ИТ-сбоев за последние годы, вызванным обновлением антивирусной программы.
В пятницу в аэропортах скопились толпы пассажиров, поскольку десятки рейсов были отменены после сбоя в работе обновления программы, работающей в системах Microsoft Windows по всему миру.
К субботе официальные лица заявили, что ситуация в аэропортах Германии и Франции практически нормализовалась, поскольку Париж готовился принять миллионы людей на Олимпийских играх, которые начнутся в пятницу.
Несколько американских авиакомпаний и аэропортов по всей Азии заявили, что они возобновили свою работу, в том числе в Гонконге, Южной Корее и Таиланде, а также в Индии, Индонезии и сингапурском аэропорту Чанги. По состоянию на вторую половину дня субботы услуги по регистрации были восстановлены.
CrowdStrike приносит извинения
В субботу Microsoft подсчитала, что глобальный ИТ-сбой затронул 8,5 миллиона устройств Windows, добавив, что это число составило менее одного процента от всех компьютеров с Windows.
"Несмотря на то, что процентная доля была небольшой, широкие экономические и социальные последствия отражают использование CrowdStrike предприятиями, предоставляющими многие критически важные услуги", - говорится в сообщении.
Microsoft сообщила, что проблема возникла в четверг в 19:00 по Гринвичу, затронув пользователей Windows, использующих программное обеспечение для кибербезопасности CrowdStrike Falcon.
В субботнем сообщении в блоге CrowdStrike говорится, что в четверг вечером было выпущено обновление, которое вызвало сбой системы и печально известное сообщение о фатальной ошибке "синий экран смерти".
В CrowdStrike заявили, что нашли решение проблемы, а глава компании Джордж Курц заявил американскому новостному каналу CNBC, что хочет "лично извиниться перед каждой организацией, каждой группой и каждым человеком, которые пострадали".
В компании также заявили, что для полного восстановления нормальной работы может потребоваться несколько дней.
В сообщениях из Нидерландов и Великобритании высказывается предположение, что сбои в работе медицинских служб могли сказаться на состоянии здоровья, а это означает, что полные последствия могут быть еще неизвестны.
Пострадали и медиакомпании: британская Sky News сообщила, что из-за сбоя прекратились утренние выпуски новостей в пятницу, а австралийский ABC аналогичным образом сообщил о серьезных трудностях.
Власти Австралии, Великобритании и Германии предупредили об увеличении числа попыток мошенничества и фишинга после отключения, в том числе людей, предлагающих помочь перезагрузить компьютеры и запрашивающих личную информацию или данные кредитной карты.
Банки Кении и Украины сообщили о проблемах со своими цифровыми сервисами, в то время как некоторые операторы мобильной связи были сбиты с толку, а обслуживание клиентов в ряде компаний снизилось.
"Масштабы этого сбоя беспрецедентны и, без сомнения, войдут в историю", - сказал Джунаде Али из Британского инженерно-технологического института, добавив, что последний инцидент такого масштаба произошел в 2017 году.
Хаос в полете
В то время как в некоторых аэропортах были приостановлены все рейсы, в других сотрудники авиакомпаний прибегли к ручной регистрации пассажиров, что привело к образованию длинных очередей и разочарованию пассажиров.
Тысячи рейсов в США были отменены, хотя позже авиакомпании заявили, что восстанавливают работу своих служб и устраняют отставание.
Высокопоставленный представитель администрации США заявил в пятницу, что, "насколько мы понимаем, полеты возобновились по всей стране, хотя некоторые пробки остаются".
Крупнейшая индийская авиакомпания Indigo заявила в субботу, что операции были "урегулированы", добавив в заявлении от X, что процесс возобновления нормальной работы "продлится до выходных".
Бюджетный авиаперевозчик AirAsia заявил, что все еще пытается вернуться в строй и "круглосуточно работает над восстановлением своих систем контроля вылета".
Китайские государственные СМИ сообщили, что аэропорты Пекина не пострадали.
Общая причина
Компаниям пришлось латать свои системы и пытаться оценить ущерб, в то время как официальные лица пытались подавить панику, исключив возможность нечестной игры.
Согласно субботнему блогу CrowdStrike, проблема была "не результатом кибератаки и не связана с ней".
Несмотря на то, что CrowdStrike выпустила исправление, многие эксперты сомневались в простоте такого процесса.
"Хотя опытные пользователи могут внедрить обходной путь, ожидать, что это сделают миллионы, нецелесообразно", - сказал Оли Бакли, профессор британского университета Лафборо.
Другие эксперты заявили, что этот инцидент должен побудить к широкомасштабному пересмотру того, насколько общество зависит от горстки технологических компаний.
"Мы должны осознавать, что такое программное обеспечение может быть общей причиной сбоев в работе нескольких систем одновременно", - сказал Джон Макдермид, профессор Йоркского университета в Великобритании.
Он сказал, что инфраструктура должна быть спроектирована "таким образом, чтобы быть устойчивой к таким общим проблемам".
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)