Решение о переводе экипажа Boeing Starliner в миссию SpaceX после того, как космический аппарат вышел из строя, является лишь последним поворотом в долгой истории, которая подорвала доверие к американскому аэрокосмическому гиганту.
Вот краткий обзор неудач и задержек на пути Starliner, который должен был доставить экипаж на Международную космическую станцию, и того, как он не смог вернуть их обратно.
2014: Контракт с Наса на получение премии
Десять лет назад НАСА выбрало две компании, Boeing и SpaceX, для разработки новых космических аппаратов, способных доставлять астронавтов на Международную космическую станцию (МКС).
Американское космическое агентство попросило обоих быть готовыми к 2017 году, поскольку стремилось покончить с зависимостью от российских космических аппаратов, которые использовались для доставки астронавтов на МКС с момента завершения программы "Спейс шаттл" в 2011 году.
Компания Boeing получила контракт на 4,2 миллиарда долларов против 2,6 миллиарда у SpaceX. В то время молодая компания миллиардера Илона Маска считалась слабым звеном в борьбе с авиакосмической мощью Boeing.
2019 год: Неудачный беспилотный полет
Во время первого беспилотного полета в декабре 2019 года капсула не смогла выйти на правильную траекторию и через два дня преждевременно вернулась на Землю, не долетев до МКС.
Проблема возникла из-за того, что часы отстали на одиннадцать часов, что помешало капсуле запустить двигатели в запланированное время.
Затем НАСА осознало, что к катастрофическому столкновению могла привести другая проблема с программным обеспечением.
Производителю был предоставлен длинный список рекомендаций и изменений, которые необходимо было внести.
2021 год: Ложная надежда
В августе 2021 года, когда ракета уже находилась на стартовой площадке для очередной попытки полета, неожиданная влажность вызвала химическую реакцию, которая заблокировала открытие некоторых клапанов капсулы.
Капсула вернулась на завод для проверки в течение нескольких месяцев.
Задержка резко контрастировала с прогрессом, достигнутым компанией SpaceX, которая успешно доставляла астронавтов на МКС с 2020 года.
2022 год: Первый (беспилотный) успех
В мае 2022 года Starliner, наконец, завершил свой первый испытательный полет в беспилотном режиме.
Несмотря на некоторые неполадки, в том числе обнаруженную в полете проблему с двигательной установкой, но без каких-либо негативных последствий, капсула поднялась в воздух, достигла МКС, где оставалась в доке в течение нескольких дней, и благополучно вернулась на Землю.
2023 год: Новые заботы, новые задержки
В 2023 году развитие Starliner было приостановлено из-за новых проблем, которые привели к задержке подготовки к его первому пилотируемому полету.
Один из них касался конструкции парашютов, которые должны были замедлить спуск капсулы при ее возвращении в атмосферу. Он был изменен и проведены новые испытания.
Другое было еще более неожиданным: клейкая лента, которой на протяжении нескольких метров были обмотаны электрические кабели внутри капсулы, оказалась огнеопасной, и ее пришлось удалить.
2024 год: Первый пилотируемый полет не удался.
Наконец, 5 июня 2024 года наступил знаменательный день: капсула с двумя астронавтами - Барри "Бутчем" Уилмором и Сунитой "Суни" Уильямс - впервые отправилась в последний испытательный полет, чтобы доказать свою безопасность перед началом регулярных полетов на МКС.
Но во время полета были обнаружены утечки гелия, газа, используемого для создания давления в двигательной установке.
Несколько двигателей вышли из строя еще до стыковки капсулы с МКС, хотя все, кроме одного, в конечном итоге были восстановлены.
НАСА опасалось, что капсула не сможет развить тягу, необходимую для возвращения на Землю.
В результате космическое агентство приняло радикальное решение: передать двух астронавтов в миссию SpaceX и вернуть Starliner пустым.
Анализ рейса позволит определить дальнейшие действия и то, как долго продлятся новые задержки.
Boeing уже превысил бюджет программы на 1,6 миллиарда долларов.
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)