Прогресс, достигнутый Индией в развитии иранского порта Чабахар, не только имеет "большое значение" для государств Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, но и "снижает риски" для торговли между Индией и Евразией, заявил в четверг премьер-министр Нарендра Моди.

Министр иностранных дел С. Джайшанкар, который находится в Астане для участия в саммите ШОС, выступил с речью Моди на заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в расширенном составе здесь, в столице Казахстана.

Он также сказал: "Несмотря на решимость противостоять вызовам, не менее важно активно и сообща изучать пути прогресса. Нынешние глобальные дебаты сосредоточены на создании новых систем взаимодействия, которые лучше служили бы сбалансированному миру". "Для того, чтобы это набрало серьезный темп, необходимы совместные усилия многих людей. Оно также должно основываться на уважении суверенитета и территориальной целостности государств и основываться на недискриминационных правах на торговлю и транзит с соседями". 

"От имени расширенной семьи ШОС мы отмечаем прогресс, достигнутый недавно в строительстве порта Чабахар благодаря долгосрочному соглашению между Индией и Ираном. Это не только имеет большое значение для государств Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, но и снижает риски для торговли между Индией и Евразией", - сказал он.

Порт Чабахар в Оманском заливе, который Индия предложила развивать еще в 2003 году, позволит индийским товарам доставляться в Афганистан и Центральную Азию, не имеющие выхода к морю, используя автомобильный и железнодорожный проект под названием Международный транспортный коридор Север-Юг в обход Пакистана.

Санкции США в отношении Ирана из-за его предполагаемой ядерной программы замедлили развитие порта.

В мае Индия подписала 10-летний контракт на эксплуатацию стратегического иранского порта Чабахар, который поможет ей расширить торговлю с Центральной Азией.

В прошлом году Индия использовала порт Чабахар для отправки 20 000 тонн пшеницы в Афганистан. В 2021 году этот же порт использовался для поставок экологически чистых пестицидов в Иран.

Впервые Индия возьмет на себя управление зарубежным портом, что также окажет мультипликативный эффект на торговлю между Индией, Ираном и Афганистаном, поскольку продолжаются усилия по прямому использованию потенциала Центральной Азии в обход соседнего Пакистана.

Индия разрабатывает часть порта Чабахар, и обсуждение вопроса о развитии порта началось в 2003 году во время визита президента Ирана Мухаммада Хатами в Индию.

Чабахар - это океанский порт. Используя порт Чабахар, Индия стремится обойти Пакистан и обеспечить прямой доступ в Афганистан и за его пределы, в Центральную Азию. Порт Кандла в Гуджарате находится ближе всего к порту Чабахар на расстоянии 550 морских миль, в то время как расстояние между Чабахаром и Мумбаи составляет 786 морских миль.

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)