Согласно двум источникам из европейского разведывательного агентства и документам, с которыми ознакомилось агентство Reuters, в прошлом году Россия начала производство нового ударного беспилотника дальнего радиуса действия под названием Garpiya-A1 с использованием китайских двигателей и комплектующих, которые она использовала во время войны на Украине.
Разведданные, которые включали контракт на производство нового беспилотника, переписку компании о производственном процессе и финансовые документы, показали, что ИЭМЗ "Купол", дочерняя компания российского государственного производителя оружия "Алмаз-Антей", с июля 2023 по июль 2024 года произвела более 2500 "Гарпий".
О существовании нового российского беспилотника, оснащенного китайскими технологиями, ранее не сообщалось. ИЭМЗ "Купол" и концерн "Алмаз-Антей" не ответили на запросы о комментариях.
Два источника в разведке сообщили, что "Гарпия", что в переводе на русский означает "Гарпия", была применена против военных и гражданских объектов на Украине, что привело к повреждению критически важной инфраструктуры, а также к жертвам среди гражданского населения и военных.
Они поделились с агентством Рейтер тем, что, по их словам, было изображениями обломков "Гарпии", сделанными на Украине, не сообщив дополнительных подробностей. Агентство Рейтер нашло информацию, подтверждающую этот вывод, но не смогло подтвердить эти изображения самостоятельно.
Источники попросили не называть ни их самих, ни их агентство из-за секретности информации. Они также попросили не раскрывать некоторые детали, такие как даты, относящиеся к документам.
Сэмюэл Бендетт, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности, аналитического центра, базирующегося в Вашингтоне, округ Колумбия, сказал агентству Рейтер, что "Гарпия", в случае подтверждения, ознаменует отход России от иранских разработок беспилотных летательных аппаратов большой дальности.
"Если это происходит, это может свидетельствовать о том, что Россия теперь может больше полагаться на отечественные разработки, а также, очевидно, на Китай, поскольку обе стороны в этой войне зависят от многих китайских компонентов для производства беспилотников", - сказал он.
Иран, который никак не прокомментировал эту историю, поставил России более тысячи беспилотных летательных аппаратов "шахид-камикадзе" с момента начала вторжения в феврале 2022 года, заявил президент Украины Владимир Зеленский в мае прошлого года.
Они использовались для ослабления украинской противовоздушной обороны и нанесения ударов по инфраструктуре вдали от линии фронта. Иран неоднократно отрицал отправку беспилотников в Россию для использования на Украине.
Министерство обороны России не ответило на запрос о комментариях к этой статье. Министерство иностранных дел Китая сообщило в заявлении для агентства Reuters, что Пекин строго контролирует экспорт товаров, которые могут быть использованы в военных целях, включая беспилотные летательные аппараты.
"Что касается украинского кризиса, Китай всегда был привержен продвижению мирных переговоров и политического урегулирования", - говорится в заявлении. В нем также говорится, что никаких международных ограничений на торговлю Китая с Россией не существует.
ОБРАЩЕНИЕ НАТО
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на прошлой неделе призвал Китай прекратить поддерживать войну России на Украине и заявил, что помощь Пекина стала важным фактором продолжения конфликта.
Garpiya "очень напоминает Shahed", но у него есть несколько отличительных особенностей, в том числе уникальное крепление на болтах и двигатели Limbach L-550 E, говорится в заявлении европейского агентства Reuters. Двигатель, который первоначально был разработан и изготовлен немецкой компанией, теперь производится в Китае местной фирмой Xiamen Limbach. Компания не ответила на запрос о комментариях.
Агентство Reuters ознакомилось с контрактом стоимостью более 1 миллиарда рублей (10 миллионов евро), подписанным в первом квартале 2023 года между Министерством обороны России и компанией Kupol на строительство завода по производству беспилотных летательных аппаратов.
Источники в разведке сообщили, что для производства беспилотников используется бывший цементный завод, расположенный в Ижевске, Удмуртская Республика, на западе России, который был приобретен компанией Kupol в 2020 году.
Используя видеозапись российского предприятия по производству беспилотных летательных аппаратов, размещенную в приложении для обмена сообщениями Telegram, агентство Reuters смогло идентифицировать это предприятие как завод в Ижевске по цвету и дизайну балок здания и внутренней архитектуре, которые соответствовали файловым изображениям объекта. Местоположение файловых изображений можно было определить по близлежащим зданиям, дорогам и деревьям, которые соответствовали видам улиц и спутниковым снимкам.
Прототип Garpiya был запущен в первой половине 2023 года, сообщили в компании. Производство достигло нескольких сотен во второй половине 2023 года и более чем удвоилось до примерно 2000 в первой половине 2024 года, сообщило агентство.
Военный аналитик Бендетт сказал, что 2500 беспилотных летательных аппаратов в год - это значительная часть российского производства. Главнокомандующий вооруженными силами Украины Александр Сырский заявил в прошлом месяце, что Россия выпустила почти 14 000 ударных беспилотников с момента своего вторжения в феврале 2022 года, включая иранский "Шахед", а также беспилотники российского производства "Геран-2" и "Ланцет".
Корпоративные документы, датированные вторым кварталом 2023 года, с которыми ознакомилось агентство Reuters, показали, что поставщик TSK Vektor закупил запчасти у китайских компаний для сборки на площадке Kupol; 800 китайских двигателей также должны были быть доставлены на новый завод, где производственная линия должна была быть готова к концу квартала.
Компания TSK Vektor не ответила на запрос о комментариях.
В заявлении Европейской разведывательной службы говорится, что она обеспокоена тем, что китайские компании продолжают поставлять компоненты, которые позволяют России производить крупные беспилотники-камикадзе. "Необходимо прекратить экспорт основных компонентов в Россию", - говорится в заявлении.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ВЫРАЖАЮТ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ
Вашингтон неоднократно предупреждал Пекин о поддержке российской оборонной промышленности. Он ввел сотни санкций, направленных на ограничение способности Москвы использовать определенные технологии в военных целях. Госдепартамент и Белый дом не ответили на запрос о комментариях к этой статье.
В июле Китай заявил, что с сентября ужесточит правила экспорта беспилотников. 1. Пекин заявил, что санкции США в отношении китайских компаний из-за войны на Украине являются "незаконными и односторонними".
Согласно контракту на производство между "Куполом" и Министерством обороны России, взлетный вес "Гарпии" составляет менее 300 килограммов, а максимальная дальность полета - 1500 километров, что примерно аналогично иранским беспилотникам "Шахед-136", которые Москва активно использовала в Украине.
В августе The Washington Post сообщила, что Россия намерена увеличить производство отечественной версии "Шахеда-136", известной как "Геран-2", на заводе в Особой экономической зоне "Алабуга" в Татарстане. В апреле Украина заявила, что нанесла удар беспилотником по заводу по производству беспилотных летательных аппаратов в Алабуге.
В третьем документе, с которым ознакомилось агентство Reuters, - обновленном отчете о состоянии поставок между посредником TSK Vektor и производителем Kupol, датированном первым кварталом 2024 года, - содержится подробная информация о заказе на 100 осей, карбюраторов и других деталей для двигателей Limbach, поставляемых двумя другими китайскими компаниями: Juhang Aviation Technology и Redlepus Vector Industries, которые базируются в Китае. Шэньчжэнь.
Компания Juhang, которая в феврале попала под британские санкции, а в мае - под санкции США за поставку России оборудования для беспилотных летательных аппаратов, и компания Redlepus не ответили на запросы о комментариях.
Таможенные данные, полученные от коммерческого поставщика, который регистрирует и обобщает информацию, показали, что с апреля 2022 года по декабрь 2023 года TSK Vektor импортировала товаров на сумму 36,3 миллиона долларов от китайской компании Juhang Aviation Technology и на 6,2 миллиона долларов от компании Redlepus TSK Vector Industrial Shenzhen Co Ltd.
Согласно таможенным документам, товары включали авиационные двигатели, транзисторы, электронные модули, разъемы, вилки и розетки, запасные части и компоненты, большинство из которых были помечены как "общегражданского назначения", "общепромышленного назначения", "для общегражданского использования".
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)