Первый испытательный полет космического корабля Boeing Starliner с двумя астронавтами на борту, который, по прогнозам, продлится всего несколько дней, сопряжен с неопределенностью, поскольку точное время возвращения на Землю пока не объявлено.
Руководитель программы коммерческих экипажей НАСА Стив Стич заявил, что космическое агентство США рассматривает возможность увеличения продолжительности полета Starliner с 45 до 90 дней, сообщает CNN.
Официальные лица неоднократно намекали, что Starliner, который в начале июня столкнулся с проблемами с утечкой гелия и перебоями в работе двигателей, направляясь к Международной космической станции, сможет безопасно доставить астронавтов, в том числе Суниту "Суни" Уильямс и Бутча Уилмора, домой.
В пятницу Стич заявил, что НАСА рассматривает возможность увеличения максимальной продолжительности миссии Starliner с 45 до 90 дней, и на горизонте пока нет точной даты возвращения, сообщает CNN.
Выступая на брифинге в пятницу, представитель НАСА сказал: "Мы просто рассматриваем сроки проведения (испытания в Нью-Мексико), а затем анализируем данные". Далее он сказал: "И это, я бы сказал, действительно важный момент, определяющий дату посадки".
Стич добавил: "Мы не спешим возвращаться домой".
Отчасти это желаемое продление связано с наземными испытаниями, которые Boeing и NASA планируют провести в Нью-Мексико, чтобы лучше понять, почему некоторые двигатели Starliner неожиданно отказали на первом этапе полета.
Стич и Марк Наппи, вице-президент и руководитель программы подготовки коммерческих экипажей Boeing, также заявили, что инженеры до сих пор не уверены в причине проблем Starliner.
Наппи сказал, что часть цели проведения наземных испытаний, пока аппарат еще находится в космосе, заключается в том, чтобы попытаться выявить возможные причины неисправности двигателей.
Марк Наппи сказал: "Итак, если (тест в Нью-Мексико) вернется и даст нам все ответы, мы сможем просто отстыковаться и вернуться домой".
Он добавил: "Если он вернется и скажет: "Вот 80 процентов ответа. И если вы просто проведете еще один пристыкованный hot fire (тест на Starliner на орбите), то сможете получить 100% ответов" - тогда мы хотим, чтобы Starliner был там, чтобы мы могли получить эту информацию".
Тем временем Уильямс и Уилмор объединились с остальными членами экипажа, которые в настоящее время находятся на борту Международной космической станции, и выполняют рутинные задачи.
Во время полета корабля к Международной космической станции было обнаружено еще несколько утечек гелия, а также проблемы с двигателями. Сервисный модуль Starliner, цилиндрическое приспособление в нижней части космического корабля, которое обеспечивает большую часть энергии аппарата во время полета, столкнулось с рядом проблем, сообщает CNN.
Согласно проекту, сервисный модуль не переживет возвращения на Землю. Модуль был сброшен за борт и уничтожен, когда космический корабль Starliner снова вошел в атмосферу, и именно по этой причине команды Boeing и NASA решили оставить космический корабль Starliner в безопасной стыковке с космической станцией, пока они работали над тем, чтобы узнать как можно больше об этих проблемах.
Пока неясно, увеличит ли НАСА максимальную продолжительность полета до 90 дней. Стич сказал, что для этой цели официальные лица должны продлить срок службы батареи Starliner. Хотя он отметил, что аккумуляторы перезаряжаются на космической станции, через 90 дней они должны работать так же, как и в течение первых 45 дней.
Индустрия космических полетов часто сталкивается с перерасходом средств, задержками и несоблюдением сроков. Однако Boeing столкнулся с серьезными проблемами, особенно когда программу Starliner напрямую сравнили с программой SpaceX Crew Dragon, сообщает CNN.
Crew Dragon, который подпадает под ту же коммерческую программу НАСА по перевозке астронавтов, завершил свой первый испытательный полет в 2020 году и с тех пор выполняет обычные миссии.
У SpaceX не было возможности спроектировать космический корабль Crew Dragon на базе своего грузового корабля Dragon, который в течение многих лет доставлял грузы на Международную космическую станцию, прежде чем его преемник начал работать, в то время как Boeing проектировал Starliner с нуля.
Наппи сказал: "На данный момент у нас действительно хороший испытательный полет, и к нему относятся довольно негативно".
В последнем обновлении, касающемся текущей космической миссии, члены экипажа 71-й экспедиции в пятницу собрали вещи на американском грузовом корабле, привели в порядок Международную космическую станцию, изучили технику футуристического пилотирования и провели обследование зрения.
Астронавты-испытатели экипажа Boeing НАСА провели целый день, перестраивая лабораторию космической ботаники. В своем онлайн-блоге НАСА сообщило: "Планируется, что 12 июля диспетчеры-робототехники отделят космический грузовой корабль Cygnus от модуля Unity и выведут его на околоземную орбиту для захоронения над южной частью Тихого океана, завершив пятимесячную миссию в орбитальной лаборатории".
Бортинженер НАСА Мэтью Доминик в пятницу потратил большую часть времени на погрузку мусора и ненужного снаряжения в Cygnus при содействии коллег-астронавтов НАСА Джанетт Эппс и Трейси Си Дайсон. Роботизированная рука Canadarm2 захватила Cygnus 1 февраля с более чем 8200 фунтами научных экспериментов и снаряжением для экипажа.
Эппс воспользовался стандартным медицинским оборудованием для визуализации, найденным в кабинете окулиста на Земле, и заглянул в глаза Дайсона. Она исследовала роговицу, сетчатку и хрусталик Дайсона, чтобы помочь бортовым хирургам понять влияние микрогравитации на зрение экипажа и противодействовать ему.
Ранее Дайсон собрала и сложила излишки оборудования космической станции для утилизации. В течение дня бортинженер НАСА Майк Барратт прокладывал кабели и перепрограммировал системы связи внутри лабораторного модуля Columbus.
Он разместил оборудование и компоненты, использованные ранее на этой неделе для усовершенствованной орбитальной сантехники, в ванной комнате модуля Tranquility. Майк Барратт пополнил запасы биомедицинского оборудования, в том числе пробирок с образцами и игл, на двух стойках исследовательского центра Columbus в Колумбусе.
В пятницу командир и пилот Starliner Бутч Уилмор и Сунита Уильямс в Кибо провели работу по космической ботанике. Они сняли камеру для выращивания растений Plant Habitat со стойки Kibo EXPRESS, заменили камеру и датчики углекислого газа, а затем переустановили исследовательское устройство.
В своем блоге НАСА сообщило: "НАСА и Boeing продолжают оценивать работу двигательной установки Starliner перед возвращением на Землю из орбитальной лаборатории. Руководители НАСА и Boeing приняли участие сегодня в телеконференции для СМИ, чтобы обсудить работу Starliner и станции".
"Сейчас НАСА планирует следующий выход в открытый космос за пределами космической станции в конце июля. Это изменение позволяет командам на земле продолжать устранять неполадки и понимать причину утечки воды в сервисном и охлаждающем отсеке, которая привела к досрочному завершению выхода в открытый космос в понедельник, 24 июня", - говорится в сообщении.
Бортинженер Николай Чуб обучил будущих членов экипажа технике пилотирования планетарных космических аппаратов и роботов, а также провел два сеанса исследования способов создания новых материалов на поверхности Луны.
Тем временем бортинженер Александр Гребенкин в течение всего дня проводил инвентаризацию медицинских комплектов и чистку вентиляторов внутри модуля "Рассвет", а командир станции Олег Кононенко заменил тепловые компоненты в аппаратуре жизнеобеспечения Роскосмоса.
(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)