Boeing Starliner, на котором астронавт НАСА индийского происхождения Сунита Уильямс 5 июня полетела на Международную космическую станцию (МКС), рекламировался как космическая капсула, созданная астронавтами для астронавтов, но, к большому смущению Boeing, теперь собирается вернуться без людей-космонавтов. Обратный рейс в автономном режиме запланирован на 6 сентября, и ожидается, что Starliner приземлится примерно через шесть часов после расстыковки.
Starliner, разработка которого была затруднена из-за задержек, совершил свой первый испытательный полет с экипажем на борту Суниты Уильямс и Барри "Бутча" Уилмора, который должен был продлиться восемь дней. Оба астронавта находятся на Международной космической станции с 6 июня, и их пребывание постоянно продлевалось из-за проблем с двигательной установкой Starliner. 24 августа НАСА объявило, что астронавты вернутся на Землю в феврале 2025 года, а космический корабль Boeing вернется без экипажа.
Возвращение без экипажа позволяет НАСА и Boeing продолжать сбор данных об испытаниях Starliner во время его полета домой, а также позволяет ему не подвергать себя большему риску, чем это необходимо для его экипажа. Представители НАСА заявили, что решение было "единогласным" с их стороны, в то время как Boeing заявил, что может вернуть Starliner как с экипажем, так и без него.
"Напряженная встреча"
Космическое агентство подтвердило, что решение о возвращении космического корабля без экипажа было принято на "напряженной" встрече между официальными лицами НАСА и Boeing.
Объясняя это решение, глава НАСА, сенатор Билл Нельсон, который также является бывшим астронавтом, сказал: "Космический полет сопряжен с риском, даже если он самый безопасный и рутинный. Испытательный полет по своей природе не является ни безопасным, ни рутинным.
Решение оставить Бутча и Суни (Суниту Уильямс) на борту Международной космической станции и вернуть Boeing Starliner домой без экипажа является результатом нашей приверженности безопасности - нашей главной ценности и нашей Полярной звезды".
Boeing, со своей стороны, заявил, что по-прежнему уверен в космическом корабле Starliner и его способности безопасно вернуться с экипажем. "Мы продолжаем поддерживать запросы НАСА о проведении дополнительных испытаний, данных, анализа и обзоров, чтобы подтвердить возможности безопасной расстыковки и посадки космического корабля. Наша уверенность основана на большом количестве ценных тестов, проведенных Boeing и NASA. Тестирование подтвердило, что 27 из 28 двигателей RCS (реактивной системы управления) исправны и полностью работоспособны", - говорится в заявлении компании. "Двигательная установка Starliner также поддерживает резервирование, и уровень гелия остается стабильным. Полученные данные также подтверждают оценку основных причин проблем с гелием и двигателями малой тяги, а также обоснование полета Starliner и возвращения его экипажа на Землю", - говорится в сообщении.
Требования не выполнены
Но НАСА, обжегшееся после двух аварий шаттлов "Челленджер" и "Колумбия", не захотело рисковать.
В заявлении НАСА говорится, что "неопределенность и отсутствие согласия экспертов не соответствуют требованиям агентства по безопасности и эффективности полетов человека в космос".
Эксперты заявили, что космическая капсула, которую астронавт индийского происхождения Сунита Уильямс пилотировала на Международной космической станции (МКС), является самым современным модулем для экипажа и была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить безопасность и комфорт астронавтам, которые летят в ней. Сама мисс Уильямс повлияла практически на все аспекты космического корабля, поскольку долгое время принимала участие в его создании.
Calypso
Согласно данным, опубликованным Boeing, Starliner имеет высоту 5 метров вместе с модулем экипажа и служебным модулем, диаметр 4,6 метра и весит 13 000 кг при взлете. Starliner рассчитан максимум на экипаж из семи человек, но в миссиях НАСА экипаж будет состоять из четырех-пяти человек. Каждый модуль экипажа рассчитан на выполнение до 10 миссий, поэтому он частично пригоден для повторного использования. Сервисные модули, однако, изготавливаются для каждой миссии по мере их выброски в космос.
Космический корабль Starliner Crew Space Transportation (CST)-100 был спроектирован так, чтобы в нем могли находиться экипаж и груз для полетов на низкую околоземную орбиту.
Мисс Уильямс, которая также назвала Starliner "фантастическим космическим кораблем", была предоставлена возможность назвать космический корабль, на котором она полетит, и она решила назвать его "Калипсо" - в честь знаменитого корабля, на котором французский океанограф и легендарный режиссер Жак-Ив Кусто исследовал океаны, когда она была еще ребенком. студент.
Создание Starliner сильно затянулось и вышло за рамки бюджета, и некоторые говорят, что те же проблемы, с которыми столкнулась компания Boeing в своем авиационном бизнесе, могут возникнуть и в космической сфере.
В 2014 году НАСА заключило с Boeing контракт на 4,2 миллиарда долларов на создание Starliner с нуля, и компания смогла совершить свой первый полет человека в космос только в июне этого года - десять лет спустя. Для сравнения, компания Space X, получившая аналогичный контракт на разработку Crew Dragon, поставила его, стоимость которого оценивается в 2,6 миллиарда долларов, и с 2020 года перевозит астронавтов. Мисс Уильямс и мистер Уилмор также вернутся на Землю на борту Crew Dragon.
Разработка Будет Продолжена
24 августа глава НАСА заявил, что он на 100% уверен в том, что разработка Boeing Starliner будет продолжена, но заявил, что агентство заключило с Boeing контракт с фиксированной ценой, а это означает, что компании придется нести дополнительные расходы за его полную сертификацию в качестве транспортного средства, пригодного для полетов человека в космос за свой счет.
Недавно Starliner также попал в заголовки газет из-за "странных звуков", исходящих от него, которые теперь были идентифицированы как обратная связь от динамика.