Семья известного исследователя Титаника Поля Анри-Наргеоле требует от OceanGate, компании, стоящей за обреченным на гибель аппаратом Titan, возмещения ущерба в размере 50 миллионов долларов. В иске утверждается, что безрассудное пренебрежение компании безопасностью привело к трагической гибели всех пяти членов экипажа, включая Nargeolet, которые пережили невообразимый ужас перед катастрофическим взрывом судна.
В основе иска лежат обвинения в грубой халатности в адрес OceanGate и ее генерального директора Стоктона Раша. Утверждается, что компания ставила прибыль и публичность превыше безопасности своих пассажиров. Как сообщает The Independent, обходя отраслевые стандарты, игнорируя рекомендации экспертов и срезая углы, OceanGate создала опасную среду для тех, кто находился на борту "Титана".
В иске утверждается, что одержимое стремление Раша к инновациям не позволило ему осознать критическую важность безопасности. Его предполагаемое пренебрежение установленными протоколами в сочетании с тем, что компания не раскрыла всю степень связанных с этим рисков, привело к катастрофическим последствиям.
Семья Поля Анри-Нарголе надеется, что, привлекая OceanGate к ответственности, они смогут предотвратить подобные трагедии в будущем. Судебная тяжба обещает пролить свет на обстоятельства, связанные с роковой экспедицией, и может привести к существенным изменениям в регулировании глубоководных исследований.
Например, хотя титан обычно используется в глубоководных аппаратах, Раш счел его излишне тяжелым и вместо него выбрал углеродное волокно для корпуса Titan. В иске отмечается, что углеродное волокно "со временем разрушается под давлением", и хотя Раш признал возможность "катастрофического разрушения" из-за несовершенства структуры углеродного волокна, он установил систему акустической безопасности для обнаружения проблем.
До начала миссии "Титан" совершил всего несколько погружений на глубину к месту крушения, но эти путешествия, возможно, ослабили "корпус судна из углеродного волокна и/или соединения и уплотнения между различными типами материалов", - утверждается в иске.
Глава отдела морских операций OceanGate, который "в конечном счете больше всех отвечал за безопасность всех, кто плавал на Titan", запросил сканирование корпуса из углеродного волокна в рамках подробного отчета о безопасности. Сообщается, что этот запрос разозлил Раша, который не только отказался проводить проверку, но и уволил начальника службы безопасности после рассмотрения отчета.
В дополнение к опасениям этого эксперта, Rush получил предупреждения от других экспертов и Общества морских технологий, которое в 2018 году направило OceanGate письмо, в котором предупреждало, что "экспериментальный" подход компании "может привести к негативным последствиям (от незначительных до катастрофических)". Согласно иску, "ни одно из предупреждений не было услышано".
Судно также не было сертифицировано ведущей сертификационной группой DNV. Компания Rush отказалась от получения сертификата DNV для Titan, полагая, что будет слишком сложно "обучить" персонал DNV, являющийся экспертами мирового класса, требованиям и опасностям глубоководных погружений, а также предполагаемым преимуществам "инновационного" дизайна Titan, говорится в жалобе.
В иске также утверждается, что члены экипажа должны были подписать отказ от ответственности, в котором "не были раскрыты многие ключевые, релевантные факторы риска... касающиеся конструкции и эксплуатации "ТИТАНА" или материалов, используемых при его строительстве".
Несмотря на свои обширные знания океанского дна вблизи места крушения "Титаника", 77-летний Наргеолет никогда не был полностью проинформирован о безопасности судна, утверждается в иске. "Ни Rush, ни OceanGate никогда полностью или точно не раскрывали все существенные факты, касающиеся проектирования и конструкции Titan...Напротив, Rush и OceanGate активно поддерживали ложные представления Nargeolet (и других лиц) о безопасности и мореходных качествах судна".
К сожалению, когда сигнал акустической системы безопасности показал, что корпус "трескается под большим давлением", пилот попытался прервать полет, сбросив вес.
Однако у экипажа не было связи и, вероятно, электричества. "Здравый смысл подсказывает, что экипаж прекрасно понимал, что погибнет, еще до того, как погибнуть", - говорится в иске.
"Экипаж, возможно, слышал, как треск углеродного волокна становился все более интенсивным, поскольку вес воды давил на корпус "Титана"", - говорится в материалах дела. "По расчетам экспертов, они продолжили бы погружение, прекрасно зная о необратимых повреждениях судна, испытывая ужас и душевные муки перед окончательным взрывом "Титана"".
Кроме "Титана", ни один коммерческий пилотируемый подводный аппарат никогда не подвергался взрыву, - говорится в иске.
В результате взрыва погибли мистер Раш и мистер Наргеоле, а также 58-летний британский исследователь Хэмиш Хардинг, 48-летний пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд, проживающий в Великобритании, и его 19-летний сын Сулеман.
Тони Базби, один из адвокатов семьи, сказал в своем заявлении: "Мы надеемся, что благодаря этому судебному процессу мы сможем получить ответы для семьи относительно того, как именно это произошло, кто все это сделал и как эти люди могли допустить, чтобы это произошло".