Международный аэропорт Паро в Бутане, расположенный между высокими гималайскими пиками и жилыми районами, является одной из самых известных взлетно-посадочных полос в мире. Его коварный заход на посадку, требующий от пилотов прохождения между горами высотой 18 000 футов, заслужил репутацию из-за своих экстремальных условий.
Только избранная группа из 50 пилотов реактивных самолетов по всему миру обладает навыками выполнения сложных маневров, необходимых для посадки в Паро. Небольшая взлетно-посадочная полоса длиной 7431 фут, доступная только для небольших самолетов, требует специальной подготовки и умения приземляться без помощи радара. Даже незначительная ошибка в расчетах может привести к тому, что самолет врежется в соседний дом.
Квалифицированные пилоты категории С, которые могут успешно приземлиться в Паро, прославляются как авиационные сорвиголовы, заслужившие репутацию легендарного индивидуалиста из "Top Gun".
"Это требует навыков пилота, но не опасно", - сказал CNN капитан Чими Дорджи из Druk Air, местного авиаперевозчика.
"В Паро вам действительно нужно обладать местными навыками и знаниями в данной области. Мы называем это подготовкой к полету в Паро, или тренировкой по району, или тренировкой по маршруту".
Посмотрите, как опытный пилот совершает маневр между горами, чтобы посадить Airbus A319-100 в одном из самых опасных аэропортов мира - аэропорту Паро, Бутан. pic.twitter.com/JjqeDFpFTH
— Planesanity (@planesanity), 4 июня 2024 г.
В стране, где 97% территории занимают горы, а Паро находится на высоте 7382 фута над уровнем моря, разреженный воздух также означает, что самолеты летают быстрее, - объяснил Дорджи.
"Ваша истинная скорость полета остается прежней, но скорость движения по земле увеличивается из-за разрежения воздуха".
Даже если пилотам удается пройти через узкое окно захода на посадку для правильной посадки, еще одной серьезной проблемой в этом отдаленном азиатском королевстве является непредсказуемая погода.
Следующий важный фактор, который следует учитывать, - это погода.
"Мы стараемся избегать полетов после полудня, потому что в это время усиливаются термальные ветры. Температура повышается, дожди еще не начались, и земля сухая, что создает в долине восходящие потоки и анабатические/катабатические ветры", - сказал Дорджи. "По утрам здесь гораздо спокойнее".
Однако сезон муссонов, который часто приносит град размером с мяч для гольфа, ставит перед нами совершенно новые задачи.
"Из Китая дуют сильные северо-западные и северо-восточные ветры, что приводит к периодам непрерывных дождей", - пояснил пилот.
Поскольку радар в этом районе неэффективен, ночные полеты запрещены в любое время суток.
И, конечно, всегда есть риск врезаться в окружающие горы, которые Дорджи называет просто "препятствиями".