Житель Монреаля Закари Сицилиани недавно обнаружил, что его автомобиль просто исчез - вероятно, в результате одной из серии краж транспортных средств в Канаде.

Тенденция к росту преступности, которую Страховое бюро Канады назвало "национальным кризисом", привела к тому, что угнанные автомобили были отправлены через оживленный порт Монреаля на зарубежные автостоянки для продажи.

Сицилиани сказал AFP, что на месте происшествия не было никаких следов взлома, поэтому он считает, что воры, вероятно, использовали устройство, которое перехватывает и копирует частоту электронных брелоков, используемых для открытия дверей автомобиля и запуска двигателя, и просто уехали с ним.

"Появление технологии запуска автомобилей обеспечило определенный уровень комфорта для пользователей и водителей транспортных средств, но также открыло возможности для организованных преступных группировок угонять транспортные средства", - заявил агентству AFP детектив полиции провинции Онтарио Скотт Уэйд.

За последние несколько месяцев в крупных городах Квебека и Онтарио - двух самых густонаселенных провинциях страны - были угнаны тысячи автомобилей.

Большинство из них оказались в Африке, Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Некоторые из них были обнаружены полицией или отважными владельцами с помощью датчиков слежения, встроенных в их легковые или грузовые автомобили.

Согласно последним данным полиции, больше всего пострадали Монреаль и Торонто. 

В Торонто количество краж легковых автомобилей и легких грузовиков в период с 2021 по 2023 год увеличилось на 150 процентов по сравнению с предыдущими шестью годами. За тот же период количество краж увеличилось на 58 процентов в Квебеке и на 48 процентов в Онтарио.

Машины в основном угонялись с подъездных путей ночью, пока их владельцы спали, но некоторые из них были изъяты под дулом пистолета. 

В одном случае оператор эвакуатора в Оттаве был арестован за попытку угнать автомобиль, припаркованный на улице в центре города средь бела дня.

 Крупные страховые выплаты

Эксперты говорят, что волна преступности уходит корнями в пандемию коронавируса 2020 года, когда ограничения общественного здравоохранения фактически ограничили количество производимых транспортных средств.

Последовавший за этим сбой в глобальных цепочках поставок привел к "очень высокому спросу, в то время как предложение было на самом низком уровне", сообщил AFP представитель полиции Монреаля Янник Десмаре.

Уэйд сказал, что за большинством краж в настоящее время стоят сети организованной преступности, которые "поставляют продукцию на зарубежные рынки".

Согласно данным федеральной полиции, в 2023 году количество угонов автомобилей, совершенных организованными преступными группами, увеличилось на 62 процента по сравнению с предыдущим годом.

В том году страховщики в совокупности выплатили 1,5 миллиарда канадских долларов (1,1 миллиарда долларов США) по искам об угоне транспортных средств в Канаде, что на 254 процента больше, чем в 2018 году.

По данным Desmarais, большая часть угнанных транспортных средств отправляется через порт Монреаля.

"Монреаль похож на решето", - сказал Джордж Ини, директор Ассоциации защиты прав потребителей Automobile Protection Association.

Расположенный на берегах реки Святого Лаврентия, второй по величине город Канады также является одним из крупнейших атлантических портов страны, "соединяющим восточную Канаду и промышленный центр Северной Америки с более чем 140 странами", - сказал Ини.

"Задача состоит в том, чтобы перехватить небольшой процент этих незаконных товаров, не нанося ущерба нашей экономике за счет замедления торговли", - говорит Энни Босежур, региональный директор Канадского агентства пограничных служб в Квебеке, отмечая, что ежегодно через порт Монреаля проходит более миллиона контейнеров.

Правительство премьер-министра Джастина Трюдо, которое несколько недель назад организовало саммит по угону автомобилей с участием полиции, пообещало объявить незаконными продажу и использование устройств для взлома ключей.

Он также объявил об ужесточении наказания для угонщиков автомобилей и выделении дополнительных ресурсов пограничному ведомству Канады.

В то же время в Торонто, как и в Монреале, в социальных сетях растет число групп, которые пытаются помочь владельцам обнаружить угнанные автомобили.

Но пользователи часто сообщают новым жертвам угонов, что их машины, вероятно, давно исчезли в контейнере, отправленном на стоянку подержанных автомобилей в другой стране.

У Сицилиани теперь есть еще одна Mazda 3, но он защищает ее с помощью средства слежения. 

"Наша страховая компания предупредила нас, что наши тарифы значительно вырастут, если у нас в машине не будет этого устройства", - сказал он.

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)