Истории, рассказанные в новом лондонском музее бездомных, пугающе ясно показывают, что бездомность потенциально может случиться с каждым.
Один человек, о чьем опыте рассказывается на первой выставке, озаглавленной "Как пережить апокалипсис", когда-то был богатым финансовым работником в возрасте шестидесяти с небольшим лет, жившим в комфорте в Японии.
Хотя подробности его путешествия не разглашаются, в конце концов этот человек обнаружил, что проходит курс лечения от рака, оставаясь бездомным на улицах Лондона. Однажды зимой он носил одежду из пожертвованных материалов и согревался в флисовой куртке, на которой, как он сообщает без видимой горечи, было вышито имя его бывшего работодателя.
Это одна из захватывающих историй, рассказанных в открывающемся в пятницу новом музее, основанном десять лет назад как передвижной проект, но сейчас занимающем свое первое постоянное место в эдвардианском домике садовника на окраине Финсбери-парка на севере Лондона.
Открытие музея, мягко говоря, своевременное. Согласно последним данным, в 2022 году за помощью в связи с бездомностью обратились 290 000 семей по всей Великобритании, при этом число людей, размещенных во временном жилье, удвоилось за предыдущее десятилетие. Многие люди по-прежнему не могут получить помощь, а число людей, ночующих на улицах Британии, выросло за тот же год на 26%.
Арендная плата растет быстрее, чем базовая инфляция, а острый кризис стоимости жизни только начинает ослабевать, и ситуация становится только хуже. Только за последние три месяца 2023 года число людей, ставших бездомными, выросло на 16% по всей стране. Люди, чей опыт исследует этот музей, не только неправильно понимаются и часто упускаются из виду, но и с каждым годом становятся все более статистически значимыми.
Предлагая сочетание рассказывания историй, просвещения и пропаганды, сосредоточенной на опыте бездомных людей, нетрадиционная обстановка музея выходит за рамки его тематики. Это не просто коллекция предметов в стеклянных витринах, это интерактивная площадка, где волонтеры рассказывают небольшим группам посетителей истории предметов из своей коллекции, собранных на пожертвования их бездомных бывших владельцев, используя точные слова бывших хранителей. Результатом стало не только глубокое, гуманное понимание жизни бездомных, но и - благодаря коллекции, включающей такие обыденные предметы, как тележки для покупок и пластиковые пакеты, - вызов устоявшимся представлениям о том, что должны демонстрировать музеи.
Предметы, представленные на первой выставке музея, обладают смыслом, который противоречит их скромному внешнему виду. Рассказчик о каждом предмете рассказывает поразительную предысторию: например, деревянный посох с грубой ручкой, заклеенный клейкой лентой, был на самом деле захвачен в качестве импровизированной замены костылей, которые бездомный, страдающий хроническими болями в спине, оставил в автобусе. Бывший владелец трости, едва способный передвигаться по тротуару, нашел в палисаднике кусок выброшенного на помойку дерева и обнаружил, что закругленный стержень на конце идеально подходит ему по размеру.
Что-то, что он схватил в отчаянии, оказалось очень полезным и даже обнадеживающим предметом снаряжения. Первоначально трость была взята для того, чтобы помочь ему съехать с обочины, но со временем ее новый владелец начал использовать ее постоянно. В конце концов, он даже украсил его ручку в форме головы стеклянным глазом, что, по его мнению, свидетельствовало о влиянии его любимого романа "Осиная фабрика" Иэна Бэнкса. При более внимательном рассмотрении этот простой кусок дерева превращается из ненужного предмета в инструмент и компаньона, показывая, как даже простой предмет может стать чьим-то якорем, и выявляя сложные ассоциации, которые плохо сочетаются с общепринятым представлением о бездомных как о потерянных и обездоленных.
Эти истории о бездомных людях, которые замечательно выжили, могут развеселить посетителей, но первая экспозиция музея также вызывает тревогу. Работая на краю пропасти, на которой безопасность многих лондонцев уже колеблется, сотрудники музея рассматривают людей, чьими историями они делятся, как образцы для подражания в будущем, когда жизнь многих людей может стать еще более опасной. Будущее состояние постоянного кризиса, своего рода апокалипсис, по словам музея, может означать, что методы обеспечения относительной безопасности бездомных - жизнестойкость, взаимная поддержка и сообщество - станут еще более необходимыми.
"Мы хотим немного изменить сценарий того, что люди говорят о бездомности", - говорит Адам Хеммингс, менеджер по операциям и производству музея. "Вокруг бездомности много сенсаций и жалости, много рассказов о жертвах. То, что мы делаем с этим шоу, говорит о том, что на самом деле в нем довольно много мудрости и творческого подхода. И вы знаете, когда наступит апокалипсис, именно люди, которых затронут эти проблемы, смогут найти ответы на многие из них".