По пятам за все еще доминирующими дизельными автомобилями в богатой нефтью Норвегии впервые в мире появилось больше электромобилей, чем бензиновых моделей, что ставит страну на путь отказа от использования автомобилей, работающих на ископаемом топливе.

Из 2,8 млн частных автомобилей, зарегистрированных в Норвегии, 754 303 полностью электрические, по сравнению с 753 905, которые работают на бензине, говорится в заявлении Норвежской дорожной федерации (OFV), отраслевой организации, опубликованном во вторник.

Дизельные модели остаются самыми многочисленными - чуть менее миллиона, но их продажи резко падают.

"Это исторический показатель. 10 лет назад мало кто мог себе представить, что это произойдет", - заявил директор OFV Ойвинд Солберг Торсен.

"Электрификация парка легковых автомобилей идет быстрыми темпами, и Норвегия, таким образом, стремительно приближается к тому, чтобы стать первой страной в мире, в парке легковых автомобилей которой преобладают электромобили", - сказал Торсен.

Скорость, с которой обновляется автомобильный парк Норвегии, "говорит о том, что в 2026 году у нас будет больше электромобилей, чем дизельных автомобилей", - сказал он.

"Насколько я знаю, ни в одной другой стране мира нет такой ситуации, когда электромобилей больше, чем бензиновых автомобилей", - сказал он агентству AFP.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2023 году электромобили составляли всего 3,2% мирового автомобильного парка - 4,1% во Франции, 7,6% в Китае, 18% в Исландии - и эти данные, в отличие от норвежских, включают в себя гибридные автомобили с подзарядкой.

Норвегия, как ни парадоксально, крупный производитель нефти и газа, поставила перед собой цель продавать к 2025 году только автомобили с нулевым уровнем выбросов, что на 10 лет опережает цель Европейского союза. Норвегия не является членом ЕС.

Благодаря росту продаж Tesla Model Y, полностью электрические автомобили составили рекордные 94,3 процента от общего числа зарегистрированных новых автомобилей в Норвегии в августе, что резко контрастирует с проблемами с электромобилями, наблюдаемыми в других странах Европы.

"Мы почти на месте", - сказала Кристина Бу, глава Норвежской ассоциации электромобилей.

"Теперь правительству просто нужно приложить немного дополнительных усилий в законопроекте о бюджете на 2025 год (который будет представлен парламенту 7 октября) и удержаться от соблазна повысить налоги на электромобили, продолжая увеличивать налоги на автомобили, работающие на топливе", - сказала она AFP.

Стремясь электрифицировать автомобильный транспорт, чтобы помочь Норвегии выполнить обязательства по борьбе с изменением климата, власти предложили щедрые налоговые скидки на электромобили, что сделало их конкурентоспособными по цене по сравнению с высоконалоговыми топливными и дизельными автомобилями, а также гибридными транспортными средствами.

Некоторые другие льготы для электромобилей, в том числе льготы на оплату проезда в черте города, бесплатную парковку и использование полос для коллективного транспорта, также сыграли свою роль в успехе Норвегии, хотя с годами они постепенно отменялись.

Резкий контраст с Европой

Норвегия за 20 лет прошла долгий путь: в сентябре 2004 года автомобильный парк страны насчитывал 1,6 миллиона бензиновых автомобилей, около 230 000 дизельных и всего 1000 электромобилей, отмечает OFV.

Переход на электромобили сыграл большую роль в усилиях Норвегии по выполнению своих обязательств в области климата, которые включают в себя сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Но этого недостаточно.

Согласно официальной статистике, в 2023 году выбросы в атмосферу сократились на 4,7% по сравнению с предыдущим годом, но по сравнению с 1990 годом снижение составило всего 9,1%.

Электромобили считаются еще более экологичными в Норвегии, где почти вся электроэнергия вырабатывается на гидроэлектростанциях.

Эта история успеха резко контрастирует с ситуацией в остальной Европе, где продажи электромобилей падают по мере того, как гибридные модели становятся все более популярными.

Продажи электромобилей начали падать в конце 2023 года, и с начала года на их долю приходится всего 12,5% новых автомобилей, проданных на континенте, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).

По данным аналитического центра Transport & Environment (T&E), их доля на рынке, как ожидается, резко возрастет в 2025 году и составит от 20 до 24 процентов от общего числа зарегистрированных новых автомобилей.

Некоторые сомневаются в способности ЕС полностью запретить использование бензина и дизельных автомобилей к 2035 году.

По данным отраслевой группы Mobility Sweden, в соседней с Норвегией и входящей в ЕС Швеции продажи новых электромобилей в этом году впервые снизились, что, вероятно, является результатом решения правительства отменить скидки на покупку электромобилей.

(За исключением заголовка, эта история не редактировалась сотрудниками NDTV и опубликована на синдицированном канале.)