В ошеломляющем заявлении перед комиссией Конгресса США генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун признал, что аэрокосмический гигант принял ответные меры против информаторов, противоречащие его публично заявленной политике.

Признание г-на Кэлхуна прозвучало во время напряженных слушаний в Сенате, направленных на изучение практики обеспечения безопасности полетов Boeing после двух авиакатастроф со смертельным исходом с участием самолетов 737 MAX в 2018 и 2019 годах. Эти трагедии привели к гибели 346 человек и выявили серьезные недостатки в процессах производства и надзора в Boeing. 

Момент расплаты

Сенатор Ричард Блюменталь, председательствовавший на слушаниях, был непреклонен в своей критике руководства Boeing. "Boeing переживает момент расплаты и возможности изменить сложившуюся культуру безопасности полетов", - сказал он.

Г-н Блюменталь сообщил, что подкомитет, осуществляющий надзор за расследованием, получил показания более десятка информаторов, многие из которых рассказали о рабочих местах, где по соображениям безопасности часто увольнялись или наказывались.

Когда его спросили, сколько сотрудников Boeing было уволено за то, что они отомстили разоблачителям, мистер Кэлхун признался: "Сенатор, у меня на языке не вертится это число. Но я знаю, что такое случается".

Показания разоблачителей

На слушаниях были представлены показания нынешних и бывших сотрудников Boeing, которые нарисовали тревожную картину того, что компания ставит прибыль превыше безопасности. Среди них был инженер Сэм Салехпур, который утверждал, что самолет Dreamliner мог потерпеть катастрофическую аварию из-за некорректных производственных процессов. 

Г-н Салехпур, проработавший в Boeing почти два десятилетия, сравнил потенциальный инцидент с многократным сгибанием скрепки. "Вы делаете это один или два раза... она не ломается. Но рано или поздно она ломается", - сказал он в апреле этого года. 

В служебной записке подкомитета подробно описаны новые жалобы от заявителей. Особенно тревожное сообщение поступило от Сэма Мохоука, который утверждал, что Boeing приказал скрыть от федеральных авиационных инспекторов детали, хранящиеся ненадлежащим образом. По словам мистера Мохока, это якобы было сделано для того, чтобы избежать дорогостоящего увеличения складских мощностей и персонала

Защита Дэйва Кэлхуна

Мистер Кэлхун начал свои показания с извинений перед семьями жертв крушения Boeing 737 MAX, заявив: "Наша культура далека от совершенства, но мы принимаем меры и добиваемся прогресса". Несмотря на свои заверения, неспособность г-на Кэлхуна предоставить конкретные цифры по случаям преследования информаторов вызвала резкую критику со стороны законодателей.

Сенатор-республиканец Джош Хоули от штата Миссури обвинил г-на Кэлхуна в том, что он ставит прибыль выше безопасности. Он раскритиковал компенсационный пакет мистера Кэлхуна в размере 33 миллионов долларов и подверг сомнению его руководство, сказав: "Проблема в вас. И я просто молю Бога, чтобы вы не уничтожили эту компанию до того, как ее можно будет спасти". Кэлхун, однако, остался непреклонен, поклявшись "довести дело до конца".